ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек владеет с той или иной степенью своими желаниями. Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом - опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе возраст.

Важную роль в жизненном становлении подростка, в выборе правильного пути, смогут помочь профилактические занятия в форме игры. Они могут быть направлены на исследование и формирование здорового образа жизни. В эти игры могут играть учащиеся среднего школьного возраста, подростки, студенты и даже люди более старшего возраста.

Примером могут являться следующие игры:

1. Игра-дискуссия "Наркоманы - особые, особенные или..."
Цель: помочь подросткам осознать то, что риск возникновения зависимости от наркотиков реален для любого, однако благодаря правильному поведению каждый человек в состоянии защитить себя от наркотиков.
Кто может принимать участие в игре: учащиеся 8-10 классов.

2. Игра "Тихая дискуссия"
Цель: помочь участникам игры определить свою позицию в отношении различных аспектов наркотизма.
3. Игра-обсуждение "Эпидемия"
Цель: помочь участникам игры осознать тесную связь двух опасных явлении-наркомании и СПИДа и понять, что от поведения самого человека зависит риск заболевания.
4. Ролевая игра "Умей сказать - "Нет!"
Основная цель игры - научиться правильно вести себя в ситуации, когда кто-то из окружающих предлагает закурить, попробовать алкогольный напиток, наркотик. При этом далеко не всегда легко отказаться. Действительно, ведь, при этом рискуешь обидеть предлагавшего (а вдруг это твой близкий друг?), оказаться " в гордом одиночестве" (в компании все уже давно курят, а ты - нет) и т.д. Да и вообще, любой отказ-это сопротивление внешнему давлению, в отличие от соглашения, когда ты просто подчиняешься окружающим. А, как известно, подчиниться всегда легче, чем сопротивляться. Но, естественно, уметь отказываться нужно, ведь человек, покорно соглашающийся со всеми, напоминает пластилин, из которого можно вылепить все, что угодно.
5. Ролевая игра "НЕТ!"
Инструкция: учащимся предлагается организовать мини-группы (по 2-3 человека). Каждая группа получает задание- инсценировать ситуацию наркогенного заражения. Для каждой конкретной ситуации должен быть выбран определенный вариант отказа, который изображается участниками. Остальные учащиеся оценивают эффективность выбранного варианта:
- реальная возможность избежать пробы вещества;
- возможность избежать явного конфликта, агрессии;
- целесообразность повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество.

6. Игра "Альтернативная реклама"
Цель: сформировать представление об опасности "безопасных" форм одурманивания (использовании алкоголя, курении).
Среди многих подростков распространенно мнение о том, что использование алкоголя, курение - гораздо менее опасно (а то и безопасно), чем знакомство с наркотиками, Свою точку зрения они объясняют тем, что "все кругом курят, пьют и т.д., однако никто от этого не умирал!" Важно, чтобы ребята поняли- нет "безопасного" кайфа, за каждую встречу с ним человек вынужден расплачиваться своим здоровьем, успехом, красотой, удачей.

7. Деловая игра "Орел или решка"
Цель: развенчать "мифы о безопасности наркотиков", распространенные среди подростков, научить своих товарищей четко формулировать и отстаивать свое мнение во время дискуссии. Кто может участвовать: учащиеся 10-11 классов.
8. Ролевая игра "Это - Я"
Цель: помочь участникам игры оценить свои личные качества, которые смогут защитить их от знакомства с дурманом или, наоборот, спровоцировать это знакомство.
Эта игра может быть использована в группе, участники которой незнакомы друг с другом. Она поможет им многое узнать о своих новых товарищах. Но, поскольку в игре нужно откровенно рассказывать о себе, возможно кто-то из участников откажется принимать в ней участие. Не следует настаивать и уговаривать их. Предложите "скрытным " просто понаблюдать за ходом игры (наверняка спустя время кто-то из них захочет включиться).

9. День "Все цвета, кроме черного!"
Цель: формирование у подростков убежденности в недопустимости использования наркотиков, понимания того, что у каждого человека есть "альтернатива" наркотикам - любимое дело, друзья и т.д.