Игра-дискуссия "Наркоманы - особые, особенные или..."


Цель: помочь подросткам осознать то, что риск возникновения зависимости от наркотиков реален для любого, однако благодаря правильному поведению каждый человек в состоянии защитить себя от наркотиков.
Кто может принимать участие в игре: учащиеся 8-10 классов
Что приготовить к игре: карандаши для каждого участника, листки с текстом (см. описание в игре), стенд или доска.
Ход игры: Ведущий просит кого-то из присутствующих выступить в роли помощника ( Если в игре принимает участие более 10 человек, то ассистентов должно быть двое).
Каждый из участников получает лист, где перечислены различные черты характера. Ведущий предлагает отметить "+" три положительных и "-" три отрицательных черты, которые характеризуют собственную личность участника. ("Отметьте три положительных и три отрицательных черты характера, которые вам присущи").
После того, как задание выполнено, все листки собираются помощниками, перетасовываются и вновь раздаются участникам игры. Теперь ведущий предлагает отметить "О" шесть черт, которые, по мнению участников, характеризуют личность наркомана. ("Отметьте кружком те черты характера, которые, по вашему мнению, присущи наркоману. Вы можете ставить кружок и напротив тех черт, которые уже были отмечены ранее другими значками".)
Все листки сдаются помощникам. В течение 10 минут помощники выписывают в один столбец на доске или стенде черты, которые участники игры отметили как личностные ( они отмечены "+" и "-"), в другой столбец - черты, которые, по мнению участников, присущи наркоманам.
После того, как все характеристики выписаны, ведущий предлагает сравнить оба столбца. Подсчитывается число совпадений. Причины совпадений обсуждаются. Участники должны ответить на следующие вопросы:
- Можно ли считать, что наркоманами становятся люди с совершенно особенными чертами характера, не присущими всем остальным?
- Встретилась ли вам в столбце с перечислением черт наркомана характеристика, которую вы отметили как присущую вам?
- Можете ли вы с абсолютной уверенностью заявить, что наркотическое заражение вам не грозит и проблема защиты от наркотиков для вас неактуальна?
- Как, по вашему, сам человек может защитить себя от наркотиков? Что должна делать семья, школа, государство, для того, чтобы спасти подростков от наркотиков?
После обсуждения ведущий предлагает участникам назвать черты характера, которые могут выполнять роль внутреннего антинаркогенного барьера (помогут избежать наркотического рабства). Эти характеристики выписывают в третий столбец на доске.
Подводя итоги игры, ведущему следует подчеркнуть, что: Опасность наркотического заражения сегодня реальна для любого человека. Однако каждый из нас сам несет ответственность за собственную жизнь, здоровье, судьбу. Мы можем сами защитить себя от наркотиков.
Образец листа, раздаваемого участникам игры

общительный сдержанный
неуравновешенный неуверенный
уравновешенный готовый помочь
осторожный ненадежный
поверхностный обстоятельный
трусливый нервный
угрюмый спокойный
безучастный замкнутый
непосредственный самокритичный
слегка удрученный боязливый
добродушный выносливый
слабовольный меланхоличный
импульсивный обидчивый
невыносливый уступчивый
эгоистичный неусидчивый
беспомощный агрессивный
распущенный настойчивый
не умеющий владеть собой мужественный
неприспособленный недоверчивый
умеющий владеть собой легко возбудимый
строгий самоуверенный
стеснительный надежный
открытый слабовольный
чувствительный порывистый
уверенный терпеливый.