Ролевая игра "НЕТ!"


Инструкция: учащимся предлагается организовать мини-группы (по 2-3 человека). Каждая группа получает задание- инсценировать ситуацию наркогенного заражения. Для каждой конкретной ситуации должен быть выбран определенный вариант отказа, который изображается участниками. Остальные учащиеся оценивают эффективность выбранного варианта:
- реальная возможность избежать пробы вещества;
- возможность избежать явного конфликта, агрессии;
- целесообразность повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество.
Варианты ситуаций:
В дверь позвонили. Инга открыла дверь - на пороге стояла Дарья, ее давняя (еще с детсадовских времен) подруга. Девушки уселись на кухне и стали оживленно обсуждать новости. "Слушай, Инга, давай покурим", - предложила Дарья. "Давай, - согласилась Инга, - сейчас только сигареты принесу". "Да не надо, у меня есть, правда, с травкой, Ты ведь такие еще не пробовала?" "Нет, - растерялась Инга. "Слушай, такой кайф, и неопасно совсем! На, попробуй!" - и Дарья протянула Инге сигарету.
Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе, кроме них, никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний хоккейный матч. "Ну что, мультяшки, что-ли посмотрим?" - спросил один из подростков и достал из кармана тюбик с клеем. Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. "А ты чего расселся, - спросил один из них Сергея, - а ну, давай вместе со всеми!" Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена - девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась1 Димке, пригласила его на день рождение. Праздник получился очень веселым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку. "Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!" Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.
За окном темнело и в комнате, где специально не включали свет, царил таинственный полумрак. От выпитого вина у Тани кружилась голова. А впрочем, не одно вино здесь было виновато. Просто она первый раз оказалась в гостях у Дэна. Все было почти как в романе - цветы, музыка, стихи, которые Дэн сочинял сам. Но все-таки где-то в глубине души шевелился червячок беспокойства. Слишком уж все было хорошо, у Татьяны создалось впечатление, что от нее чего-то ждут. "Ну что с тобой, - наклонившись к ней совсем близко, прошептал Ден, - тебе: надо расслабиться. Попробуй вот это!" На вытянутой ладони Дена Татьяна увидела две таблетки.
После окончания ролевой игры тренер может предложить учащимся дома составить несколько собственных вариантов ситуаций наркогенного заражения и предложить схемы поведения в таких ситуациях.
Деловая игра "Орел или решка"
Цель: развенчать "мифы о безопасности наркотиков", распространенные среди подростков, научить своих товарищей четко формулировать и отстаивать свое мнение во время дискуссии. Кто может участвовать: учащиеся 10-11 классов.
Что нужно приготовить для игры: Заранее среди учащихся распределяются роли. Выбирается "Ареопаг" - группа из 5-6 человек. Задача "Ареопага" - внимательно выслушивать доводы участников игры и оценивать их. Члены "Ареопага" также подводят итоги дискуссии по каждому из вопросов. Членами "Ареопага" могут также стать учителя, пользующиеся авторитетом среди подростков, учителя.
Группа из 3-4 подростков представляет "Прессу". Они должны записывать все наиболее важные мысли, выводы, прозвучавшие в ходе игры. После игры представители "прессы" выпускают специальный номер газеты.
Остальные участники - "Игроки". Их задача - как можно убедительней отстоять свою точку зрения. Для проведения игры необходимо также выбрать ведущего. Им может стать сам
- Заранее на доске или стенде выписываются "мифы о наркотиках" (см. далее).
Ход игры. Во время игры обсуждаются наиболее распространенные среди подростков мифы о наркотиках - их "пользе", "безвредности" и т.д. Например:
- Существуют неопасные наркотики, от которых не возникает зависимость.
- Наркотики могут помочь современному человеку расслабиться, снять напряжение.
- Ничего страшного не случится, если один раз попробуешь наркотик.
- Человек с сильной волей в любой момент сможет расстаться с наркотиком.
- Наркоманами могут стать только слабые, несчастные люди, неустроенные в жизни.
Игра начинается с подбрасывания монеты одной из команд. Если команде выпадает "орел", то она становится обвинительной стороной (ей необходимо развенчать миф, выносимый на обсуждение), если выпадает "решка" - команда должна предоставить доводы "за" - отстаивает "правоту" данного мифа.
Для подготовки доводов "за" и "против" мифа отводится 2-3 минуты. После чего Ареопаг поочередно предоставляет слово каждой из команд.
При подведении итогов определяется четкость и убедительность доводов, представленных каждой командой.
Важный момент(!) Ареопаг, резюмируя услышанное, должен подчеркнуть ошибочность представлений о "безопасности" наркотизации.