Ролевая игра "Умей сказать - "Нет!"


Информация для ведущего (!!!): проведение ролевой игры- дело сложное и ответственное, ведь здесь вам придется выступать в роли психолога, способного оценивать поведение другого человека, "гасить" возможные конфликты и т.д. Поэтому лучше всего обратиться за помощью при организации ролевой игры к специалисту - психологу, воспитателю, учителю.
Основная цель игры - научиться правильно вести себя в ситуации, когда кто-то из окружающих предлагает закурить, попробовать алкогольный напиток, наркотик. При этом далеко не всегда легко отказаться. Действительно, ведь, при этом рискуешь обидеть предлагавшего (а вдруг это твой близкий друг?), оказаться " в гордом одиночестве" (в компании все уже давно курят, а ты - нет) и т.д. Да и вообще, любой отказ-это сопротивление внешнему давлению, в отличие от соглашения, когда ты просто подчиняешься окружающим. А, как известно, подчиниться всегда легче, чем сопротивляться. Но, естественно, уметь отказываться нужно, ведь человек, покорно соглашающийся со всеми, напоминает пластилин, из которого можно вылепить все, что угодно.
Особое значение умение отказываться приобретает в ситуациях, связанных с риском для здоровья, в том числе и в ситуациях наркогенного предложения. Важно не просто ответить "нет!", но и повести себя таким образом, чтобы у предлагавшего не возникло желания настаивать на пробе наркогенного вещества, по возможности избежать ссоры, скандала и т.д.
В ролевой игре инсценируются возможные ситуации, в которых может быть предложено одурманивающее вещество. Благодаря этому участники игры заранее готовятся к встрече с одурманивающим веществом, проверяют себя "на прочность" и готовность противостоять наркогенному давлению.
При инсценировке должно быть как минимум два персонажа - предлагающий одурманивающий препарат и отказывающийся. Лучше, если роль человека, предлагающего наркогенное вещество, будете исполнять вы или кто-то из приглашенных, ведь ваша задача - научить аудиторию не предлагать, а отказываться.
При организации ролевой игры важно помнить о следующем:
- вы должны быть уверены в том, что все участники считают необходимым отказаться от пробы наркогенного вещества. Действительно, нецелесообразно обсуждать правильные схемы отказа с человеком, который ничего плохого для себя не видит в курении, использовании алкогольных напитков и т.п. Поэтому при планировании волонтерской работы не нужно начинать с ролевых игр. Их лучше запланировать как конечный этап деятельности, когда вы уже смогли убедить свою аудиторию в опасности приобщения к одурманиванию и сформировали у них готовность отказаться от знакомства с дурманом.
- содержание ролевой игры (инсценируемых ситуаций) должно соответствовать интересам аудитории. Подумайте сами - стоит ли использовать в качестве сюжета ситуацию предложения наркотического препарата, если в вашей школе практически не распространено использование наркотических веществ, зато почти все ученики курят? (Определить сюжеты для ролевой игры вам поможет волонтерский мониторинг).
- при инсценировке ни в коем случае нельзя переходить "рамки приличия" - использовать грубый нажим, упоминать о каких-то внешних недостатках "исполнителей" и т.п. Как только правила вежливости оказались нарушены, следует сразу же прекратить игру и попросить "обидчика" извиниться.
Ход игры: 1 этап. "Отказ - дело серьезное". Основная задача - ведущий предлагает группе сесть в круг. Группа заранее должна договориться о конкретном предложении, которое она будет делать ведущему (например, предложение отправиться на прогулку в лес). Ведущий кидает мячик любому из членов группы, тот, в свою очередь, делает ведущему предложение, каждый раз ведущий отвечает отказом, однако отказ в каждом случае имеет различную направленность
II этап. Виды отказа, в зависимости от содержания. Инструкция: члены группы продолжают сидеть вокруг ведущего. Каждый из членов группы должен придумать какое-то предложение для ведущего. Предложение делает тот участник группы, которому ведущий бросает мячик. На все предложения ведущий отвечает отказом, однако использует его различные варианты. Участники группы должны выделить основные характеристики того или иного варианта (отмечаются преимущества и недостатки варианта отказа). Кратко эти характеристики записываются на доске.
ВИДЫ ОТКАЗОВ.
1. Отказ-соглашение (формальный отказ). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие. Проявляется как в содержании ответа, так и интонационно. Например: "Вы не хотите выпить чаю?" "Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять..."
2. Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают принять предложение. Дается понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая легкая форма отказа, поскольку при этом не затрагиваются личные чувства предлагающего - бесконфликтное решение ситуации. Например: "Пойдем завтра в театр" "С удовольствием, но завтра у меня курсы".
3. Отказ-альтернатива. Отказ может быть направлен на предложение или внешние обстоятельства, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Одна из удачных форм отказа, которая также не затрагивает личных чувств предлагающего, поскольку дается понять, что общение с ним желательно. Трудность заключается в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение. Например: "Пойдем завтра в бассейн" "Давай лучше погуляем в лесу".
4. Отказ отрицание. Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. Может затрагивать личные чувства предлагающего, обидеть его. Например:
- Нет, я не поеду на байдарках, Потому что боюсь воды.
- Нет, я не буду носить короткую юбку, потому что это вульгарно.
- Нет, я ни за что с тобой не пойду в ресторан.
5. Отказ-конфликт. Крайний вариант отказа-отрицания. Обычно направлен на предлагающего (прямо или косвенно). Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. Эффективен в случае выраженного внешнего давления.
Задание учащимся: среди членов группы выбирается ведущий. Определяется, какая форма отказа будет отрабатываться, затем члены группы делают "новому" ведущему различные варианты предложений, он же при отказе должен использовать конкретную форму отказа.
Затем задание меняется. Члены группы делают тренеру различные предложения. Предлагающий должен определить, к какому типу относится тот или иной отказ тренера.
III. Как правильно отказываться. Обсуждение: Учащиеся определяют, при каких ситуациях следует использовать различные варианты отказа. Обсуждаются ситуации, в которых неправильно выбранный вариант отказа может ввести в заблуждение. Так, к примеру, человек не собирается поддерживать тесные отношения со своим знакомым. Однако на все предложения посетить театр, ресторан, кино, используется отказ-обещание, в принципе дающий надежду предлагающему на возможность общения и т.п. Делается вывод о важности правильного выбора варианта отказа.