У ребенка во время каприза мир сужается до размера его желания, а у взрослого в этот самый момент возникает видимость того, что им пытыются управлять.
Эта ситуация неприятна для обоих сторон и может сопровождаться рядом негативных эмоций, исключая моменты, когда взрослый полностью находится во власти ребенка и считает своей основной обязанностью удовлетворение капризов ребенка. Взрослый при этом видит в ребенке беззащитное существо, неспособное сделать что-либо самостоятельно.
Если капризы длительное время поддерживаются взрослым,то маленький диктатор постепенно превращается в большого и становится невыносим для окружающих.
Взрослый попадает в ситуацию манипулирования, где опытным манипулятором выступает ребенок.
Что же делать в ситуации каприза, когда Ваши нервы напряжены до предела и Вы вот-вот готовы сорваться на крик?
Модель поведения для взрослого в ситуации каприза ребенка:
1.Нейтрализация конфликтной ситуации.
Конечно, выплеснуть свои негативные эмоции довольно просто, тем более, что в такой момент ребенок выглядит очень непривлекательно и его поведение сильно раздражает.
Но только Ваш спокойный и уверенный тон сможет погасить неадекватное поведение Вашего ребенка.
Постарайтесь спокойно описать для себя и ребенка
происходящую ситуацию:
"Ты сейчас капризничаешь и требуешь ..., но таким
поведением ты только злишь (раздражаешь и т.п.)
меня. Поэтому я предлагаю тебе успокоиться."
Здесь будет очень эффективной техника "заезженной пластинки" Фриды Шарп.
2.Психологическая методика, призванная помочь ребенку в осознании реального желания и найти выход из кризисной ситуации.
Данная методика является очень эффективным и в то же время тонким психотерапевтическим механизмом, который предполагает наличие определенной психологической культуры и грамотности, а также такта и уважительного отношения к ребенку.
Вся беседа проводится в доброжелательном тоне в форме игры-фантазии. Повышение тона голоса или предъявление каких-либо требований к ребенку недопустимо!
Эта методика не только позволит вам и ребенку осознать его истинное желание, но и поможет сформировать между Вами доверительные, доброжелательные отношения, а также укажет путь для формирования самостоятельности у ребенка (причем с самого раннего возраста).
Эта игра проводится не в самой ситуации каприза, а только после того как улеглась буря.
После того как конфликт будет нейтрализован, Вам следует помочь ребенку осознать его истинное желание и уяснить его для себя самого.
Можно начать с разговора или фантазии:
"Есть волшебный заяц (или другой какой либо волшебный
предмет), который может выполнить все твои желания".
Очень важно, что это происходит в форме фантазии, когда желание направлено не на какого-либо конкретного человека, а на какой-либо волшебный предмет, то есть взрослый здесь не должен подчиняться.
"Чего бы тебе хотелось? Ты можешь сказать этому волшебному зайцу (карандашу и т.п.) и он исполнит твое желание".
Берется бумага, рядом кладутся карандаши (или фломастеры).Когда ребенок говорит, то Вы тут же рисуете это желание.
Если при этом и ребенок присоединяется к рисованию, то, следовательно, это желание для него жизнено значимо.
Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка рисовать вместе с Вами: это должно произойти спонтанно и незаметно для ребенка.
Дальше можно спросить у ребенка: "Что здесь еще будет?"
Важным моментом является этап, когда от фантазии Вы постепенно переходите к реальности.
Вы спрашиваете:
"Что ты можешь сделать?" (для того, что бы это
осуществить реально, в действительности, в жизни).
"Как ты можешь это сделать?"
"Как ты это сделаешь?"
Очень важно, чтобы ребенок описал все свои
конкретные практические действия.
Необходимо
наполнить картинку разными предметами и назвать
эти предметы, например, "...конфета... С кем ты ее
будешь есть?" и т. д.
"Что мы теперь будем с этим
делать?"
Когда вы чувствуете, что ребенок зашел в тупик и не знает, что ему дальше делать, Вы берете из рисунка какой-либо мало значительный предмет и переносите его на другой лист.
Далее на этом новом листе будет разворачиватся действие по решению проблемы. Здесь ребенок будет определять для себя способы выхода из конкретной проблемной ситуации.