КАПРИЗЫ

Что делать?

У ребенка во время каприза мир сужается до размера его желания, а у взрослого в этот самый момент возникает видимость того, что им пытыются управлять.

Эта ситуация неприятна для обоих сторон и может сопровождаться рядом негативных эмоций, исключая моменты, когда взрослый полностью находится во власти ребенка и считает своей основной обязанностью удовлетворение капризов ребенка. Взрослый при этом видит в ребенке беззащитное существо, неспособное сделать что-либо самостоятельно.

Если капризы длительное время поддерживаются взрослым,то маленький диктатор постепенно превращается в большого и становится невыносим для окружающих.

Взрослый попадает в ситуацию манипулирования, где опытным манипулятором выступает ребенок.

Что же делать в ситуации каприза, когда Ваши нервы напряжены до предела и Вы вот-вот готовы сорваться на крик?

Модель поведения для взрослого в ситуации каприза ребенка:

1.Нейтрализация конфликтной ситуации.

Конечно, выплеснуть свои негативные эмоции довольно просто, тем более, что в такой момент ребенок выглядит очень непривлекательно и его поведение сильно раздражает.

Но только Ваш спокойный и уверенный тон сможет погасить неадекватное поведение Вашего ребенка.

Постарайтесь спокойно описать для себя и ребенка происходящую ситуацию:
"Ты сейчас капризничаешь и требуешь ..., но таким поведением ты только злишь (раздражаешь и т.п.) меня. Поэтому я предлагаю тебе успокоиться."

Здесь будет очень эффективной техника "заезженной пластинки" Фриды Шарп.

2.Психологическая методика, призванная помочь ребенку в осознании реального желания и найти выход из кризисной ситуации.

Данная методика является очень эффективным и в то же время тонким психотерапевтическим механизмом, который предполагает наличие определенной психологической культуры и грамотности, а также такта и уважительного отношения к ребенку.

Вся беседа проводится в доброжелательном тоне в форме игры-фантазии. Повышение тона голоса или предъявление каких-либо требований к ребенку недопустимо!

Эта методика не только позволит вам и ребенку осознать его истинное желание, но и поможет сформировать между Вами доверительные, доброжелательные отношения, а также укажет путь для формирования самостоятельности у ребенка (причем с самого раннего возраста).

Эта игра проводится не в самой ситуации каприза, а только после того как улеглась буря.

После того как конфликт будет нейтрализован, Вам следует помочь ребенку осознать его истинное желание и уяснить его для себя самого.

Можно начать с разговора или фантазии:
"Есть волшебный заяц (или другой какой либо волшебный предмет), который может выполнить все твои желания".

Очень важно, что это происходит в форме фантазии, когда желание направлено не на какого-либо конкретного человека, а на какой-либо волшебный предмет, то есть взрослый здесь не должен подчиняться.

"Чего бы тебе хотелось? Ты можешь сказать этому волшебному зайцу (карандашу и т.п.) и он исполнит твое желание".

Берется бумага, рядом кладутся карандаши (или фломастеры).Когда ребенок говорит, то Вы тут же рисуете это желание.

Если при этом и ребенок присоединяется к рисованию, то, следовательно, это желание для него жизнено значимо.

Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка рисовать вместе с Вами: это должно произойти спонтанно и незаметно для ребенка.

Дальше можно спросить у ребенка: "Что здесь еще будет?"

Важным моментом является этап, когда от фантазии Вы постепенно переходите к реальности.

Вы спрашиваете:
"Что ты можешь сделать?" (для того, что бы это осуществить реально, в действительности, в жизни).
"Как ты можешь это сделать?"
"Как ты это сделаешь?"

Очень важно, чтобы ребенок описал все свои конкретные практические действия.
Необходимо наполнить картинку разными предметами и назвать эти предметы, например, "...конфета... С кем ты ее будешь есть?" и т. д.
"Что мы теперь будем с этим делать?"

Когда вы чувствуете, что ребенок зашел в тупик и не знает, что ему дальше делать, Вы берете из рисунка какой-либо мало значительный предмет и переносите его на другой лист.

Далее на этом новом листе будет разворачиватся действие по решению проблемы. Здесь ребенок будет определять для себя способы выхода из конкретной проблемной ситуации.

На главную страницу