Клиент: Мне не нравится, что мой ребенок мне грубит!
Психотерапевт: Что Вы имеете ввиду?
Клиент: Он говорит мне: "Уходи отсюда", "Иди вон отсюда" и т. п.
Психотерапевт: Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой Ваш ребенок Вас сильно раздражает.
Клиент: Это бывает редко. Хотя нет, практически это повторяется каждое утро. Ребенок приходит к нам в спальню, когда мы с мужем еще спим и начанает прыгать и шуметь у нас на кровати. Я не выдерживаю и начинаю на него кричать.
Психотерапевт: Постарайтесь сейчас, пожалуйста, как можно ярче представить себе ситуацию, когда ребенок пришел в спальню и Вы начали на него кричать. Что имеено Вы обычно в тот момент ему говорите?
Клиент: (Пауза ...) Да, я говорю ему: "Уходи отсюда", "Иди вон отсюда". Да, я поняла, что он повторяет мои слова. Раньше я этого не замечала и об этом не думала. Спасибо Вам.
Психотерапевт: Я рада, что Вы это сами отметили. Понять ситуацию - это половина дела. Вторая половина - найти выход из данной ситуации. Как Вы думаете, как Вы в следующий раз поступите в данной ситуации?
Клиент: Я не буду больше кричать на своего ребенка, не буду говорит ему эти фразы.
Психотерапевт: Я думаю, что Вам надо попробовать представить данную ситуацию вновь, но уже с Вашим настроем не оскорблять ребенка. Ведь ему также, как и Вам неприятно слышать такие слова как "Уходи отсюда", "Иди вон отсюда" и т. п. Представляя ситуацию, сделайте акцент не на том, чего вы не будете делать, а на том, что вы будете делать.
Клиент: (Долгая пауза ...). Я даже не знаю, что же я буду делать. Мне трудно это себе сейчас представить.
Психотерапевт: Давайте вновь представим, что ребенок начал скакать и шуметь у Вас на кровати. Что Вам хочется сделать в ответ?
Клиент: Мне хочется на него закричать !!!!!!!!!!!
Психотерапевт: Опишите, что Вы чувствуете в этот момент.
Клиент: (Пауза ...). Я чувствую раздражение и злость на моего ребенка из-за того, что он разбудил меня и скачет по кровати.
Психотерапевт: Сейчас в воображаемой ситуации обратитесь к Вашему ребенку и опишите ему Ваши эмоции, но по поводу ситуации, а не по поводу его личности.
Клиент: Это надо сделать прямо сейчас.
Психотерапевт: Да, конечно. И обратитесь, пожалуйста, к ребенку по имени.
Клиент: (Долгая пауза ...). Сережа, меня раздражает эта ситуация.
Психотерапевт: Вы довольны своим обращением?
Клиент: Нет. Оно мне кажется надуманным и искуственным.
Психотерапевт: Тогда обратитесь таким образом, что бы оно Вас удовлетворяло, что бы это шло от вас и не было надуманным и искусственным.
Клиент: (Долгая пауза ...). Сережа, когда ты прыгаешь по кровати, это меня злит и я испытываю сильное раздражение. Мне хочется на тебя закричать.
Психотерапевт: Я думаю, что у Вас получилось замечательно, но теперь, описав свои чувства, скажите ему, что же Вы от него хотите.
Клиент: Я хочу, чтобы он не прыгал по кровати.
Психотерапевт: Я предлагаю вам смастить акценты, и подумать о том, что вы хотите, чтобы он сделал.
Клиент: (Пауза ...). Я хочу, чтобы он приходил ко мне и ложился спокойно рядом, дав нам с отцом еще немного отдохнуть.
Психотерапевт: Хорошо. Теперь переформулируйте это в обращение к Вашему ребенку, повторив его все полностью, гда описаны и Ваши чувства.
Клиент: Сережа, когда ты прыгаешь по кровати, это меня злит и я испытываю сильное раздражение. Мне хочется на тебя закричать. Я хочу, чтобы ты приходил ко мне и ложился спокойно рядом, дав нам с отцом еще немного отдохнуть.
Психотерапевт: Замечательно ... На сколько Вас удовлетворил такой выход из ситуации?
Клиент: Большое спасибо! Я очень довольна и многое поняла. Наша консультация для меня была очень важной.
Психотерапевт: Мне это очень важно знать. Большое спасибо Вам.