Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе
|
Сюжетно - ролевые игры Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая форма детской жизни. Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для учащихся, учитывать их интеллектуальные возможности, психофизическое состояние.
Схема сюжетно-ролевой игры В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми - олигофренами младшего школьного возраста. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в коррекционной школе.
Сюжетно-ролевая
игра
«Мы – артисты»
Цель игры: воздействовать на чувства детей,
вызвать у них стремление подражать
конкретному герою сказки. Формировать
представления о добре и зле, о том, что зло
наказывается. Формирование сравнительной и
обобщенной оценки образов. Познакомить
с профессиями людей, которые работают в
театре (кассир, продавец, гардеробщица,
артисты). Отрывок из сюжетно-ролевой игры учащиеся диагностического класса (дети с глубокой умственной отсталостью) школы показывают на празднике школы.
План
игры: 1.
Беседа о русских народных сказках Вопросы: а)
Какие сказки вы знаете? б)
Какие сказки мы с вами читали? в)
Чему учат сказки (добру, добрым поступкам) ? г)
Что происходит со злом (наказывают) 2.
Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Загадка
о колобке: «Не
лежалось на окошке, Побежал
он по дорожке» Вопросы:
а)
К какой сказке загадка?
б)
Какой колобок (добрый, веселый,
жизнерадостный, румяный)?
в)
Какая лиса (хитрая, обманчивая)?
г)
Как бы наказали лису вы? 3.
Экскурсия в театр «Теремок» (на волшебном
поезде)
Исполнение
песенки «Мы едем, едем, едем»
Знакомство с театром (беседа о
поведении в театре)
Экскурсоводы:
девочки старших классов. Они помогают
знакомиться с работой и понятиями
а)
кассы (профессией кассира)
б)
киоска (профессией продавца)
в)
кафе (профессией продавца)
г)
зрительный зал (зрители)
д)
сцена (выступают артисты) 4.
Музыкальная сказка «Теремок» (беседа о
поведении артистов на сцене) Загадки:
а)
Длиннохвостенькая, серенькая крошка,
боится кошки
б)
Длинноухий, длинноногий, скачет быстро по
дороге. Всех боится побегайчик. Отгадай, кто
он?
в)
Я зеленая квакушка, ква-ква. А зовут меня - …
г)
Кто цыпляток очень любит? Волку серому
сестрица. Это хитрая - …
д)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге
отдыхает? Какая
сказка: «Мышка
дом себе нашла, Мышка
добрая была: В
доме том в конце концов Стало
множество жильцов!» В
игре ученики исполняют следующие роли:
зайчик, лиса, медведь, мышка, лягушка. 5.
Анализ игры Чем
занимались сегодня?
а)
О чем беседовали в начале?
б)
Куда ездили на экскурсию?
в)
Кем были в театре? Тут
и сказке конец, а кто показал ее – молодец! 6.
Посещение кафе «Узорчатое»
|
Начало | Карта сайта | О Web-сайте | О школе | Об авторах | Полезные адреса по коррекционной педагогике в Интернет | Игровые задания для детей в Интернет | Видеотека | Пишите нам | Компьютер в школе
Дата последнего обновления: 17 июня 2000 г. |