Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями  в коррекционной школе

 

Сюжетно - ролевые игры

    Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая форма детской жизни. Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

    Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для учащихся, учитывать их интеллектуальные возможности, психофизическое состояние.

 

Схема сюжетно-ролевой игры

    В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми - олигофренами младшего школьного возраста. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в коррекционной школе.

    

Сюжетно-ролевая игра «Мы – артисты»  

    Цель игры: воздействовать на чувства детей, вызвать у них стремление подражать конкретному герою сказки. Формировать представления о добре и зле, о том, что зло наказывается. Формирование сравнительной и обобщенной оценки образов. Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре (кассир, продавец, гардеробщица, артисты).       

Отрывок из сюжетно-ролевой игры учащиеся диагностического класса (дети с глубокой умственной отсталостью) школы показывают на празднике школы.

 

 

 

План игры:

1. Беседа о русских народных сказках

Вопросы:

а) Какие сказки вы знаете?

б) Какие сказки мы с вами читали?

в) Чему учат сказки (добру, добрым поступкам) ?

г) Что происходит со злом (наказывают)

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Загадка о колобке:

«Не лежалось на окошке,

Побежал он по дорожке»

Вопросы:

         а) К какой сказке загадка?

         б) Какой колобок (добрый, веселый, жизнерадостный, румяный)?

         в) Какая лиса (хитрая, обманчивая)?

         г) Как бы наказали лису вы?

3. Экскурсия в театр «Теремок» (на волшебном поезде)

         Исполнение песенки «Мы едем, едем, едем»

         Знакомство с театром (беседа о поведении в театре)

         Экскурсоводы: девочки старших классов. Они помогают знакомиться с работой и понятиями

         а) кассы (профессией кассира)

         б) киоска (профессией продавца)

         в) кафе (профессией продавца)

         г) зрительный зал (зрители)

         д) сцена (выступают артисты)

4. Музыкальная сказка «Теремок» (беседа о поведении артистов на сцене)

Загадки:

         а) Длиннохвостенькая, серенькая крошка, боится кошки

         б) Длинноухий, длинноногий, скачет быстро по дороге. Всех боится побегайчик. Отгадай, кто он?

         в) Я зеленая квакушка, ква-ква. А зовут меня - …

         г) Кто цыпляток очень любит? Волку серому сестрица. Это хитрая - …

         д) Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

Какая сказка:

«Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!»

В игре ученики исполняют следующие роли: зайчик, лиса, медведь, мышка, лягушка.

5. Анализ игры

Чем занимались сегодня?

         а) О чем беседовали в начале?

         б) Куда ездили на экскурсию?

         в) Кем были в театре?

Тут и сказке конец, а кто показал ее – молодец!

6. Посещение кафе «Узорчатое»  

 

 Начало | Карта сайта О Web-сайте | О школе | Об авторах | Полезные адреса по коррекционной педагогике в Интернет | Игровые задания для детей в Интернет | Видеотека | Пишите нам | Компьютер в школе

 

Дата последнего обновления:  17 июня 2000 г.