Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе
|
Логопедическая помощь школьникам Речь и мышление человека тесно связаны. Вот почему по речи ребенка можно судить в какой-то степени и о его умственном развитии. У умственно отсталых детей нарушены осмысливание и речь. В школе есть логопед и специальное помещение для индивидуальных занятий с учащимися.
Занятия с учащимися, имеющими нарушения в
речи, проводятся логопедом школы тремя
последовательными этапами: 1.
Универсальная артикуляционная гимнастика (упражнения
по развитию частей артикуляционного
аппарата). 2.
Постановка звуков. 3.
Автоматизация и дифференциация
смешиваемых звуков.
У
учащихся нашей школы каждый из этапов
требует большого времени. Это объясняется
тем, что у них вялая артикуляция и у
большинства учащихся встречается
диффузное косноязычие и даже несколько
разновидностей речевого нарушения. Главная
трудность заключается в невозможности
удержать артикуляционные движения в
заданном направлении, в их неточности.
Приобретенные речевые навыки слабо
используются особенно вне занятий с
логопедом. Логопед
нашей школы ведет свою работу в тесном
контакте с учителями и воспитателями
группы продленного дня, которые закрепляют
формируемые логопедом навыки. Учителя
нашей школы предъявляют к речи ученика
посильные для него на каждом этапе работы
требования и тем способствуют скорейшему
закреплению правильных речевых навыков.
При выпуске закончившего с логопедом
работу, логопед демонстрирует успехи
ученика, чтобы учитель и воспитатель довели
закрепление достигнутых навыков до полной
автоматизации в устной и письменной речи. Логопед
школы проверяет эффективность
логопедической работы, проводимой
учителями и воспитателями группы
продленного дня, посещая их уроки и занятия. Подготовка
к праздникам, утренникам включает работу
над речью детей. Этот раздел нашей работы
очень важен как тренировка речи, а также как
мощный воспитательный стимул, который
включает учащихся с нарушением речи в общую
жизнь детского коллектива. Воспитатели
разрабатывают и систематически проводят
так называемые «речевые игры», которые
полезны для всех учащихся школы. Игры есть
как настольные, так и подвижные. Сущность их
заключается в том, что воспитатель заранее
ставит себе определенную цель этих занятий. Большое
значение для повышения успехов в
исправлении речи учащихся имеет контакт
логопеда с родителями его учеников. Эти
связи логопед нашей школы осуществляет как
путем личного контакта с отдельными
родителями, так и путем беседы во время
медико-педагогической комиссии. Логопед
показывает приемы работы с ребенком по
развитию артикуляционного аппарата,
выполнение упражнений к звукам, по развитию
мышления, накоплению словаря. |
Начало | Карта сайта | О Web-сайте | О школе | Об авторах | Полезные адреса по коррекционной педагогике в Интернет | Игровые задания для детей в Интернет | Видеотека | Пишите нам | Компьютер в школе
Дата последнего обновления: 17 июня 2000 г. |