Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями  в коррекционной школе

 

Логопедическая помощь школьникам

    Речь и мышление человека тесно связаны. Вот почему по речи ребенка можно судить в какой-то степени и о его умственном развитии. У умственно отсталых детей нарушены осмысливание и речь.   

В школе есть логопед и специальное помещение для индивидуальных занятий с учащимися.    

    Занятия с учащимися, имеющими нарушения в речи, проводятся логопедом школы тремя последовательными этапами:

1. Универсальная артикуляционная гимнастика (упражнения по развитию частей артикуляционного аппарата).

2. Постановка звуков.

3. Автоматизация и дифференциация смешиваемых звуков.

         У учащихся нашей школы каждый из этапов требует большого времени. Это объясняется тем, что у них вялая артикуляция и у большинства учащихся встречается диффузное косноязычие и даже несколько разновидностей речевого нарушения.

Главная трудность заключается в невозможности удержать артикуляционные движения в заданном направлении, в их неточности. Приобретенные речевые навыки слабо используются особенно вне занятий с логопедом.

Логопед нашей школы ведет свою работу в тесном контакте с учителями и воспитателями группы продленного дня, которые закрепляют формируемые логопедом навыки.

Учителя нашей школы предъявляют к речи ученика посильные для него на каждом этапе работы требования и тем способствуют скорейшему закреплению правильных речевых навыков. При выпуске закончившего с логопедом работу, логопед демонстрирует успехи ученика, чтобы учитель и воспитатель довели закрепление достигнутых навыков до полной автоматизации в устной и письменной речи.

Логопед школы проверяет эффективность логопедической работы, проводимой учителями и воспитателями группы продленного дня, посещая их уроки и занятия.

Подготовка к праздникам, утренникам включает работу над речью детей. Этот раздел нашей работы очень важен как тренировка речи, а также как мощный воспитательный стимул, который включает учащихся с нарушением речи в общую жизнь детского коллектива.

Воспитатели разрабатывают и систематически проводят так называемые «речевые игры», которые полезны для всех учащихся школы. Игры есть как настольные, так и подвижные. Сущность их заключается в том, что воспитатель заранее ставит себе определенную цель этих занятий.

Большое значение для повышения успехов в исправлении речи учащихся имеет контакт логопеда с родителями его учеников. Эти связи логопед нашей школы осуществляет как путем личного контакта с отдельными родителями, так и путем беседы во время медико-педагогической комиссии. Логопед показывает приемы работы с ребенком по развитию артикуляционного аппарата, выполнение упражнений к звукам, по развитию мышления, накоплению словаря.  

 

 Начало | Карта сайта О Web-сайте | О школе | Об авторах | Полезные адреса по коррекционной педагогике в Интернет | Игровые задания для детей в Интернет | Видеотека | Пишите нам | Компьютер в школе

 

Дата последнего обновления:  17 июня 2000 г.