ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ.

Если бы дети продолжали расти так же быстро, как они росли в период внутриутробного развития, то к 20 годам их рост составил бы 6, 1 м, а весили бы они больше чем весит земной шар! К счастью темп роста к 5- 6 годам замедляется, до 12-13 лет остается примерно тем же и вновь резко увеличивается в подростковом возрасте.

По мере роста рук и ног и уменьшения жирового слоя дети все больше становятся похожими на взрослых, пропадает их неуклюжесть.

В первые школьные годы мальчики и девочки мало различаются по физическому развитию, но в старших классах это равновесие нарушается, это связано и с индивидуальными различиями, и с более ранним становлением организма девочек.

РОСТ И ВЕС.

В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-летних детей лишь 1,22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7 кг в год.

За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличиваясь примерно от 18 до 36 кг. В 6-летнем возрасте девочки весят обычно немного меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а 9-10 лет девочки обгоняют мальчиков.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.

Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых.

Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединения больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности и в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы в спортивных соревнованиях.

Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек, поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.

Но несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерна для детей с незрелой достаточно развитой мышечной тканью.

По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.

ОСАНКА.

Правильное, прямое положение тела требует постоянного напряжение мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Такие виды деятельности, как танцы, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц. Ноесли занятия танцами начинаются слишком рано, да еще связаны с перегрузками, они могут быть опасны для костей и мышц.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

У школьников в возрасте от 7 до 12 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки.

РАЗЛИЧИЕ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЫ (ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ).

Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, и в первые школьные годы.

К 7 годам 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95 % детей.

Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов обучения.

ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ АКТИВНОСТИ.

К 6 годам плохой аппетит, присущий ребенку в раннем детстве, постепенно исчезает. Ребенок ест больше, особенно если пища разнообразная. В это возрасте и вплоть до 12 лет у детей, как правило, нет проблем со здоровьем. Однако родители не должны терять бдительность во избежание несчастных случаев.

ПИТАНИЕ.

В первые школьные годы ребенок растет не очень быстро, поэтому потребность в калорийной пище у него не столь велика, как во время ускоренного физического развития в подростковом возрасте.