March 12, 2002


 

Созданию веб-сайтов посвящено немало различных статей, исследований. Однако зачастую из поля зрения исследователей выпадает очень важный аспект - умение правильно преподнести свою идею. Что же отличает, делает уникальными различные элементы творчества веб-дизайнеров, что помогает выбрать определенный стиль, соответствующий отображаемой идее? История развития веб-дизайна не столь протяженна во временном отношении.

Изначально общим сетевым принципом дизайна как такового был текстовый дизайн. Шрифт был единым, и дизайнерские изыски исходили из работы с символами. Дальнейшее развитие научных технологий привело к тому, что на данном этапе технические возможности компьютерной графики позволяют воплотить в жизнь практически любые идеи мастера. Однако вопрос о том, следует ли выделять веб-дизайн в отдельную область творчества, или же он является частью дизайна вообще, открыт.

Воспроизведенное на экране монитора изображение в печати выглядит по-иному. Но из этого не следует, что зритель иначе видит цвет, иначе воспринимает форму и пространство изображаемого. Поэтому при создании учебного курса веб-дизайна следует учитывать опыт, накопленный веками в области графики, композиции, стилистики изображаемого. Создание подобного курса является актуальной задачей, поскольку в настоящее время эта область дизайнерского мастерства привлекает все большее число последователей, зачастую не знакомых с классическими теориями изображения. Созданием веб-сайтов в настоящее время занимаются люди с преимущественно техническим образованием, использующие при создании сайтов чаще всего собственную интуицию, или же накопленный ими опыт создания подобных сайтов.

Разумеется, разрабатываемый учебный курс не должен замыкаться в рамках изучения традиционных цветовых и композиционных теорий, поскольку все они являются лишь одной из составляющих процесса создания веб-сайтов. Необходимо также учитывать существующие в данном направлении определенные правила, сложившиеся в результате совокупности накопленного опыта.

Наряду с формой, шрифтом и текстурой, цвет принадлежит к базовым строительным материалам как в "бумажном", так и в особенности в мультимедийном и веб-дизайне. Необычный, но тщательно продуманный и сбалансированный набор цветов вполне может стать основой великолепной композиции - при том, что остальные ее аспекты будут самыми что ни на есть ординарными.

Очевидно, что восприятие цвета обязано быть более субъективным, чем восприятие, скажем, формы, - разные у всех людей не только любимые цвета, но и ощущения, которые вызывает у них тот или иной цвет. Тем не менее в цветовой вселенной есть свои, вполне универсальные законы, которые любой дизайнер обязан знать и уметь применять на практике. Это не даст, к сожалению, гарантии, что его цветовые решения будут нравиться всем, но по крайней мере позволит ему избежать распространенных ошибок и придаст его работам профессионализм.

Цвет - это та область, в которой компьютерная графика имеет самое большое преимущество перед графикой естественной. Экран компьютера, в отличие от листа бумаги, сам излучает свет, и регулирование количества этого света позволяет охватить гораздо более широкий цветовой спектр, чем тот, который можно воспроизвести на бумаге. Конечно, на цвет нельзя возлагать функцию основного носителя информации - веб-страница обязана оставаться читабельной и в черно-белом виде (например, на экране переносного компьютера или на странице книги). Прежде чем считать свою работу оконченной, создатель сайта обязан выяснить, как его творение смотрится в "серой шкале". Однако это не значит, что цветовые отношения, как нечто факультативное, можно наложить на готовый черно-белый дизайн.