Рекомендации
учащимся при завышенной самооценке:
- Подумай,
насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников
и друзей?
- Учись
прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению:
ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это
самостоятельно.
- Относись
к критическим замечвниям со стороны товарищей, родителей или учителей
как к конструктивному совету и "руководству к действию",
а не как к "досадной
помехе" или "непониманию тебя".
- Получив
отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом,
ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
- Помни,
что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять,
насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось
сделать.
- При
сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных
успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
- Прежде
чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности
и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
- Не
считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки
других людей?
- Старайся
относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию
и более полной реализации потенциальных возможностей.
- Не
разрешай себе "почивать на лаврвх". Успешно завершив какое-нибудь
дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то
что помешало этому.
- Всегда
ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а
не на собственное чувство удовлетворения.
- Уважай
чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как
и твои собственные.
Упражнения
по коррекции завышенной самооценки:
- Напиши
10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале.
Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников.
Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь
почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении,
а не в окружающих тебя людях.
- Напиши
10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А
людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
- Попробуй
назвать дело, с которым ты спрвишься очень хорошо. А теперь попробуй
назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые
смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
- Попробуй
выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными.
Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная
реакция, ноиногда мои действия опережают мысль.
|