- Попробуй
назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над
тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают.
Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
- Постарайся
не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях.
Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.
- Не
позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет
тебе добиться успеха.
- Ищи
причины своих нейдач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
- Никогда
не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать
себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо,
невезучесть, неисправимость.
- Если
тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой
критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим
людям критиковать себя как личность.
- Не
мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют
тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать
так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся
с такими людьми.
- Старайся
браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно
усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
- Помни,
что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно
реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай
к сведению мнения критикующих тебя людей.
- Не
сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит
превращать их в мерило успеха.
- Не
бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя,
ты сможешь узнать свои реальные возможности.
- Будь
всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность,
которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.
Упражнения
по коррекции заниженной самооценки:
- Составь
список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа
бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые
можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция,
но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди
им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки,
а не левой.
- Каждый
из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить
омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других?
Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются
лучше, чем у других.
- Представь
себе того человека, которым ты восхищаешься. Это иожет быть как реальный
человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие
с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых
нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
- Учись
в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументированно
их опровергать.
|