ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

ЧЕМУ НАС УЧАТ В ДЕТСТВЕ?

НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДЕВУШКА НОВОГО ВЕКА


ДИОНИС  И  АПОЛЛОН

(ДВА  БОГА – ДВА  МИРА)

Основной принцип «типично мужского и типично женского» был установлен ещё в античные времена, он назван по именам богов Аполлона и Диониса.

Аполлон – бог Солнца, олицетворяет свет, день и имеет ясный облик: «Я могу показать себя и хочу ясно видеть всё!». Это принцип «или - или», состязание противоположных целей для установления ясности.

Дионис - божество ночи, бог объединения. Ему приписываются «темные мистические силы», а также уравнительные и объединительные способности. Из темноты все приходит и туда же возвращается – это «природный принцип», принцип «и - и».

Кому же из богов приписывается «мужской», а кому «женский» образ мыслей? Аполлон означает «мужской», а Дионис - «женский».

Неизменное разделение на мужской и женское закладывалось на протяжении столетий и использовалось церковью для сохранения власти мужчин. Такие представления оказывали влияние на различное воспитание девочек и мальчиков. Подобные образы оказывают влияние и на поведение взрослых и передаются от поколения к поколению. Они и сегодня хранятся и действуют в умах многих людей. Это гендерные стереотипы.


ГЕНДЕРНЫЕ  СТЕРЕОТИПЫ

Типично мужские и типично женские качества

 по результатам опросов мужчин и женщин:

Образ действий

Точка зрения

«типично женский»

«типично мужской»

Мышление в целом

сложное

чувственное

Ясное расчлененное

рассудочное

Эмоции в целом

Проявляются открыто

Проявляются сдержанно, если вообще проявляются

Речь в целом

Открытая,

Словоохотливая,

Проявляет доверительность в разговоре

Контролируемая, сдержанная,

Проявляется дистанцированность

Отношение к людям

Гармонизирующее, объединяющее,

Очень доверительное

Конфликтное, конфронтационное,

Очень дистанцированное

Концепция планирования

Кратковременное,

многослойное

Долговременное,

Четкое расчленение

Готовность к риску

Порождает страх

Порождает «зуд»

Карьера

По случаю, счастье

Плановость, собственные знания

Трудно поверить, но и в наше время такие предопределения (можно назвать их «фальшивыми ярлыками») прилипают к женщинам и мужчинам. Нужно быть действительно сильным человеком, чтобы отделаться от них.

Важнейшей причиной различных способностей является та, что мужчины и женщины по-разному воспитывались, что привело к тому, что и у тех, и у других развился односторонний тип поведения. И те, и другие стали «половинчатыми» - мужчинам часто недостает женской части, а женщинам – мужской.


ЧЕМУ  НАС  УЧАТ  В  ДЕТСТВЕ?          

·       В сказках беспомощные, неуверенные в себе, слабые, но красивые женщины только того и ждут, чтобы их спасли мужчины (принцы). Эти мужчины сильны, уверены в себе и храбры

Но есть и другие сказки…

·       Многие девочки слышат от мам: «Я управлюсь со стиркой, кухней, уборкой. Иди отдохни, любимый муж, чтобы завтра на работе ты смог постоять за себя»

·       В традиционных учебниках по истории мы читаем о деяниях сильных мужчин, но не изучаем историю сильных женщин, которые были и есть сейчас

·       СМИ тиражируют образ женщины, соблазняющей мужчин, и убеждают, что смысл жизни она может найти только благодаря мужчине


КАКИЕ  УРОКИ  МЫ  УСВАИВАЕМ  С  ДЕТСТВА?

·       Женщине не нужно самостоятельно решать проблемы, для этого им нужны мужчины;

·       Женщинам нужно быть красивым, чтобы понравиться мужчинам;

·       Сила женщины – в том, чтобы убирать, заботиться, ухаживать, помогать;

·       Руководство в доме и служба на традиционно женских должностях (медсестра, воспитательница) не являются настоящими достижениями;

·       Женщина не должна перечить мужчине;

·       ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


КАКИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ  УПУСКАЮТ  ЖЕНЩИНЫ?

·       подготовиться к самостоятельной жизни в партнерстве;

·       научиться решать проблемы;

·       научиться отстаивать свое мнение


ГЕНДЕРНЫЕ  СТЕРЕОТИПЫ  СТАРШЕКЛАССНИЦ

(исследование НОУ по информационным технологиям МОУ ШПО)

1.      анкета

 А Н К Е Т А

Ваш возраст ________ лет

1.      Как Вы считаете, существуют ли особые мужские и женские права и обязанности? Какие?

2.      Есть ли «мужские» и «женские» профессии? Приведите 3 примера.

3.      Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

А) «главная цель женщины - материнство»   да  нет

Б) «мужчина – глава семьи и кормилец»        да  нет

В) «жена должна подчинять собственные интересам интересам мужа» да  нет

Г) «в обществе существуют особые мужские и женские роли» да  нет

4.      Какие ассоциации у Вас возникают в связи со следующими понятиями (не более 5 слов):

Мужчина - _______, ________, _________, _________, ________.

Женщина - _______, ________, _________, _________, ________.

5.      Как Вы думаете, существует ли гендерное неравенство:

-         в отношении учителей к ученикам;

-         в отношении учеников к учителям;

-         в отношениях коллег по работе;

-         в отношении родителей к сыну и дочери?

6.      Женственность – это…

7.      Мужественность – это…

8.      Как Вы считаете, добились ли женщины равных прав с мужчиной?

9.      Нужно ли раздельное обучение девочек и мальчиков в школе, юношей и девушек в вузах? Почему?

10.   Допустим, Вы директор фирмы. Кому бы Вы отдали предпочтение при приеме на работу – мужчине или женщине? Почему?

11.  Предположим, что Вы – рядовой сотрудник. Кого бы Вы

предпочли в качестве начальника – мужчину или женщину?

12.  Как Вы относитесь к участию женщин в активной политической деятельности (ГосДума, политические партии)?

13. Может ли женщина быть:

А) министром да  нет

Б) президентом да  нет

В) главнокомандующим вооруженными силами да  нет

14.  Хотели бы Вы лично принимать участие в управлении:

А) своей страной да  нет

Б) городом да  нет

В) школой да  нет

15.  Принимаете ли Вы участие в организации школьных мероприятий (дискотек, праздников и т.п.)? В чём оно заключается?

16.  У кого больше возможностей сделать карьеру – у мужчин или у женщин? Почему?

17.  Возможны ли одновременно счастливый брак и успешная карьера? Почему?

18.  Верно ли, на Ваш взгляд, утверждение, что в руководстве страны большинство должны составлять мужчины?

19.  Cчитаете ли Вы себя свободным человеком? Как Вы понимаете слово «свобода»?

20.  Как Вы себе представляете свое будущее после окончания школы?

2.    Анализ анкетных данных


В опросе, проведенном в январе-феврале 2002 года среди старшеклассниц воронежских школ Левобережного района и сш № 11 Центрального района (возраст 15-18 лет) приняли участие около 113 человек.

Им была предложена анкета из 20 вопросов

 

Вот некоторые наиболее яркие ответы:

«Женщина в современном мире может всё… женщина может работать везде и кем угодно»

«Везде должна быть сила мужчины и ум женщины»

«Мужественность – качество, присущее не только мужчинам, но и женщинам»

«Настоящий мужчина знает свои обязанности, а если он  - тряпка, он переносит свои обязанности на плечи женщины»

«Женщины – домохозяйки, но с высшим образованием, мужчины обязательно должны работать за высокую зарплату!»

«Женственность – умение следить за собой, мужественность – умение постоять за себя!»

«Мужчина обязан забивать гвозди и заниматься стиркой»

«Пока нет мужа, человек свободный»

«Мужчина и женщина практически равны, но в семье некоторая работа больше подходит мужчинам, а некоторая - женщинам»

«Много веков правят мужчины, и хотелось бы увидеть на этом посту женщину»

«Смотря какая работа: если сторож – то мужчина, если секретарь – то женщина»

«Если удачная карьера, то семье не остается времени, а если большая семья, то не остается времени на работу»

«Карьера стоит на первом месте, а любовь - потом»

«Свобода – последние минуты жизни»

При приеме на работу некоторые отдали бы предпочтение мужчине, т.к. «он имеет более солидный вид», «менее эмоционален», «более вынослив», «никогда не предаст», «на него можно положиться, а с женщиной возникнет соперничество»; «они умнее и более ответственны», «он более компетентен, он, наверное,  глава семьи, и ему надо зарабатывать деньги», «так как не все женщины разбираются в делах лучше, чем мужчины», «я больше доверяю мужчине»;  другие полагают, что «женщины ответственнее», «женское обаяние может помочь фирме», «она более творчески подойдет к выполнению работы»

Подавляющее большинство девушек считает, что женщине-руководителю «легче при её положении управлять мужчиной», «легче найти с ним общий язык».

Было также отмечено, что при приеме на работу важен не пол, а «образованность, коммуникабельность».

В качестве руководителя многие предпочли бы мужчину, т.к. «он более лояльно относится к подчинённым», «»

Другие считают, что лучше иметь в качестве руководителя женщину - «с ней легче договориться», «она более покладистая».

Опрос показывает, что, по мнению девушек, у мужчин больше шансов сделать карьеру, т.к. «они умнее и более информированы», «им легче устроиться на работу», «они настойчивы, больше знают», «работодателя чаще берут на работу мужчин». Другие полагают, что у женщин больше шансов сделать карьеру, т.к. «они более целеустремленные».

Немногие респондентки считают, что реально сочетать счастливый брак и успешную карьеру, т.к. «когда человек делает карьеру, у него мало времени остается на семью», «если у тебя прекрасная карьера, то не ладится в семье, и наоборот», «если мужчина деловой человек и постоянно занят, он практически не бывает дома, а женщина его практически не видит», «семье нужно уделять большое внимание и время, особенно, если есть ребёнок, отсюда – на карьеру нет времени», «все время будет уходить на работу, на поднятие своего имиджа», «не успеешь сразу в двух местах»

Те же, кто «за» такое сочетание, считают это возможным при условии, если «женщина знает себе цену на работе и любит свой домашний очаг», «хорошая работа и семья дополняют друг друга», «если у мужчины хорошая карьера, а у женщины – нет, но есть домашние дела», «если муж заинтересован в твоем продвижении, пытается помочь тебе во всем», если «муж нормальный, не эгоист», «это возможно в совершенно идеальных семьях», «муж и жена получают примерно одинаковую зарплату и целеустремленные люди»

А так наши респондентки представляют свое будущее после окончания школы:

«институт=>семья=>дети=>внуки», «брак в 20-25 лет, ребенок в независимости от наличия мужа – в 25-30 лет, карьера – в 25-30 лет», «работа, дом, семья»


«Бегущая  с волками»

Кларисса Пинкола Эстес

Дикая Женщина, сильная, свободная, возрождающаяся – в замечательных философских сказках разных народов, рассказанных доктором философии и поэтессой,  cantadora (хранительницей старинных преданий в латиноамериканской традиции).

«Все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает не стишком большой выбор противоядий от этой тоски. Нас научили стыдиться подобных влечений. Мы отпустили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства. Но днем и ночью за нашей спиной таится тень Первозданной Дикой Женщины. Где бы мы ни ступали, эта тень крадётся следом и – определенно – опирается на четыре лапы»

Кларисса Пинкола Эстес


Лариса Васильева - «Жены русской короны» (в 2-х томах)

Исторический экскурс о роли женщин в российской власти, о сильных и неординарных личностях, об их судьбах. У каждой из княгинь, цариц, царских дочерей и сестер – особая индивидуальность, особый мир. Лариса Васильева, историк и литератор, в своих книгах попыталась взглянуть на российскую историю со времен княгини Ольги до царской семьи эпохи Николая II «с точки зрения женщины».

Доктор исторических наук Наталья Пушкарева посвятила немало своих научных работ женщинам в русской истории, её сайт в занимательной форме рассказывает о судьбе русских княгинь, цариц, деятельниц культуры и других замечательных женщинах.


Как утверждает английский ученый Себастьян Кремер (The British Medical Jornal), разница между полами проявляется уже в раннем периоде: девочки в возрасте одного дня имеют такой же уровень психического развития, как и мальчики в возрасте шести месяцев. Это неравенство сказывается в течение всей жизни. Становится понятным, почему девчонки в среднем лучше учатся в школе и почему частота самоубийств и случаев наркотической зависимости гораздо выше в мужской популяции.

Вероника Лаврова – девушка нового века

Родилась 24 сентября 1997 г.

Знак Зодиака – Рыбы                                                       

Рисует, поет, сочиняет, учится читать.

Левша.