Добро пожаловать


главная
 

 

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Современная Российская действительность требует организации надёжной результативной системы социальной защиты населения, расширения социальной работы, подготовки социальных работников разных специализаций для различных категорий населения. Для выбора наиболее действенных форм и методов социальной помощи населению целесообразно изучить историю становления и развития системы государственно го призрения в России.
Одним из важных звеньев отечественной государственной системы призрения является помощь детям, утратившим попечение родителей.
Истории известны следующие способы помощи осиротевшим детям: усыновление, опека, патронат и помещение их в специальные учреждения для детей, утративших родительское попечение.
Данная статья посвящена рассмотрению истории формирования института опеки в Древней руси.
Опека в Древней Руси означала "приказать кому-либо несовершеннолетнего", "иметь его у себя на руках, в доме", "отдать на руки". Тот, кому "отдавали на руки" осиротевшего ребенка, назывался печальником, ему поручалось "печаловаться" о детях, "а печаль - это больше, чем забота". Понятие "печаль" подразумевало в Древней Руси нравственное участие опекуна в судьбе опекаемого. Термин же "опека" русское законодательство заимствовало позже из литовского права. Потребность в опеке существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. Она всегда была связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки проходят через всю историю развития института опеки и проявляются у всех народов. Но первоначально опека возникала не столько по соображениям нравственного порядка для того, чтобы позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. Первый случай опеки над ребенком, упомянутый в летописи, относится к 879 году. В документе читаем: "Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу - родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал". Это сообщение летописца означает, что Рюрик назначил опекуном своего сына родственника. Другими словами, после смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роду занимали место умерших. Иной опеки при родовом строе не было. За неимением ближайших родственников-мужчин опека поручалась матери, как это было, например, после смерти князя Игоря, когда опекуншей над Святославом стала его мать. В Повести временных лет под 945 годом сообщается следующая информация: "И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле до сего времени. Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши". В данном случае смерть Игоря была неожиданной, и поэтому он не передал никому на руки своего сына, то есть не назначил опекуна. Ольга же, будучи женщиной властной (как видно из ее дальнейших поступков, описываемых Нестором в Повести временных лет), взяла на себя все права и обязанности опекуна своего сына малолетнего князя Святослава. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только о воспитании и прокормлении сироты, об охране его от обид и несправедливостей. Имущество же сироты принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права на это имущество. Однако родичи ребенка-сироты осуществляли за опекуном строгий надзор, их мнение было очень влиятельным. Таковы скупые сведения об опеке над осиротевшими детьми в дохристианской Руси. Первые упоминания о законодательном регулировании института опеки на Руси встречаем уже в Русской Правде. Они являлись выражением отчасти прежнего, родового порядка, отчасти были заимствованы из византийского права. Институту опеки посвящены статьи 99 и 101 Русской Правды пространной редакции. Статья 99 посвящена праву опеки над сиротами и имеет ввиду, очевидно, семью горожанина-купца или ростовщика. Если после смерти отца в семье оставались малые дети, и мать выходила вторично замуж, то их опекуном назначался один из близких родственников, или им мог быть отчим. Этому опекуну во временное пользование передавалось движимое и недвижимое имущество несовершеннолетних, причем передача ценного имущества, служившего источником существования хозяина дома, осуществлялась при свидетелях. В статье оговаривались обязанности и права опекуна. Он имел право продолжить торговую деятельность и брать себе доходы от нее, но был обязан вернуть стоимость самого товара наследникам по окончании опеки. Приплод от скота и детей челяди, родившихся за время его опеки, он обязан был отдать подопечным. Все утраты имущества, которые произошли по его вине, он также должен был восполнить. Окончание опеки связывалось с достижением подопечным зрелости ("донеле же возмогуть"1) без точного фиксирования возраста.
Эта статья, видимо, написана до принятия Русью христианства, то есть до 988 года. Подтверждением тому является отсутствие упоминаний в статье церковной власти, которая претендовала на дела, связанные с опекой. Статья 101 пространной редакции Русской Правды по содержанию примыкала к статье 99. Согласно этой статье вдова при малолетних детях обязана была сохранять имущество семьи (юридически - имущество мужа) для передачи его детям. Если она его утрачивала и оставляла детей без средств, а сама находила обеспечение, выйдя вторично замуж, то была обязана выплатить детям утраченное, вероятно, из средств второго мужа. Упоминая об имуществе, Русская Правда ничего не сообщала о воспитании сироты. Несмотря на скупость информации об опеке в Древней Руси, ясно, что с ее помощью решалась задача сохранения семьи для осиротевшего ребенка. Но все же, анализируя статьи Русской Правды, касающиеся опеки, напрашивается вывод о том, что в первую очередь государство стремилось защитить собственность сироты. Если появилась такого рода статья, значит существовала потребность в ней, продиктованная условиями жизни русского государства рассматриваемого периода истории. Можно предположить, что не исключением была ситуация, когда опекуны бесконтрольно пользовались имуществом сироты. Для того, чтобы защитить осиротевшего ребенка от произвола взрослых хотя бы в сфере собственности, государство вводит статьи подобного рода. В ходе развития Древнерусского государства опека постепенно приобретала все более зримые черты. Более отчетливым становился круг возможных опекунов, которыми могли быть отчим и ближайшие родственники. Также осуществлялась опека по завещанию. Появилась опека по назначению органами, облаченными властными полномочиями. В данном случае имеется в виду власть церковная, поскольку духовенство и в те времена ведало семейными, наследственными и опекунскими делами. Уточним, что за опекунами продолжали следить родственники подопечного. Со временем чисто нравственная обязанность опекуна возвратить имущество опекаемого к моменту, когда тот становился самостоятельным, превращалась в юридическую, из безотчетного и полновластного распорядителя опекун становился представителем интересов опекаемого. Теперь уже за его деятельностью наблюдали не только родственники, но и органы власти, духовенство, а на первый план выступали не права, а обязанности опекуна. Таким образом, в IХ - ХI вв. был заложен фундамент для последующего законодательного оформления института опеки в России.


главная

Добро пожаловать