Йб тхбчйза    

"АХ, ПЕСНЯ, ЧУДО-ПЕСНЯ!"


Песни, песни, о чем вы кричите?
Иль вам нечего больше дать?
Голубого покоя нити
Я учусь в мои кудри вплетать.
С. Есенин.
Воронежский край всегда славился своим песенным творчеством. Песня звучала и в минуты радости, и в минуты грусти. Она не только помогала людям жить и трудиться, но и делала жизнь наполненной и интересной. В последнее время сложилось мнение, что эта традиция постепенно умерла у нашего народа: мол, не до песен сейчас, а молодежи эти песни и вовсе ни к чему. Думала так и я. Но всего один летний вечер изменил мой взгляд на народную песню.
Недалеко от города Борисоглебска есть небольшое село Махровка. Село, как село. Старенькие, вросшие в землю домишки на единственной улице, которая растянулась по берегу небольшой речушки под негромким названием Баклуша. Но я люблю это местечко и часто приезжаю туда к бабушке. Днем в селе скучать некогда: то на огороде возишься, то на сенокосе помогаешь. Да мало ли всякой работы! Отдых наступает только вечером, когда все село погружается в приятную теплую дремоту. Был именно такой вечер, тихий и задумчивый. В кустах терновника, в краснотале заливались соловьи. На минуту они умолкали, потом, как будто глотнув свежего воздуха, снова начинали прославлять наступающую ночь.
Уставшие за день, мы сидели на лавочке возле дома и молчали. От соседних домов к нам подошли две женщины и мужчина. Они поговорили с бабушкой о своих делах, поделились новостями, обсудили волнующие их проблемы. Но вечер и соловьиные трели потихоньку околдовали и их. Молчание длилось совсем недолго. Вдруг одна из женщин, высокая и статная, сказала, вздохнув: "А давай, Шура, что-нибудь такое споем, чтобы за сердце взяло". Бабушка кашлянула и высоким, дрожащим, как струна, голосом запела печальную, действительно берущую за душу песню:
Снежки белые пушисты
Принакрыли все поля,
Одного-то не покрыли -
Горя мотово мово.
Тетя Аня и тетя Валя разом вздохнули, подхватили вторыми голосами:
Как и во поле кусточек
Одинешенек стоит,
Он не клонит к земле ветки,
И листочков нет на нем;
А я горька-разнесчастна,
Все горюю о милом.
Голоса рыдали, жаловались, мучили душу:
День горюю, ночь тоскую,
Понапрасну слезы лью.
Пойду с горя в чисто поле,
Сяду я на бугорок,
Погляжу я в ту сторонку,
Где мой миленький живет.
Песня осторожно подняла меня и понесла в небо, звезды дрожали и катились навстречу крупными, чистыми слезами, было страшно и грустно. Где-то рождались и умирали люди, а здесь, в небольшом, затерявшемся среди шумного мира сельце, три простые женщины пели грустную песню, пели не о чьей-то судьбе, а о своем вдовьем горе. Меня качало на волнах песни. Пропали звезды. Казалось, что я с головой окунулась в черную теплую бездну.
Я не помню, когда замолчали женщины, о чем они говорили. Очнулись, когда вдруг один из вновь подошедших мужчин сказал: "Хватит, бабы, душу надрывать, давайте что-нибудь повеселее". И тут только я увидела, что в руках у него небольшая самодельная гармошка. Когда он принес ее, этого, наверное, не заметил никто. Я вздрогнула, отвлекаясь от нахлынувшей грусти, потому что задорно зазвучала старая гармошка, и грянула веселая плясовая. Запели все разом: и мужчины, и женщины. А женщины тут же невесть откуда выхватили платочки и пошли, помахивая ими, да притоптывая в лад:
Плясать пойду,
Головой тряхну -
Своими серыми глазами
Завлекать начну -
дурашливо выводили они.
Ой, топни нога,
Не жалей сапога.
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет, -
вторили мужчины.
Я смотрела на них и удивлялась, как преобразились эти грубые, на первый взгляд, люди, даже как-будто помолодели. А бабушка моя, поведя плечом, как молодушка, пропела:
Аль засыпать, аль задать,
Аль разуться, дроби дать?
Засыпала, задала,
Разулася, дробь дала.
Ах, песня, чудо-песня! И ничего-то нет в ней такого, а вот берет за душу, выворачивает ее, не для сраму и печали, а просто для радости. Наверное, сложили ее наши земляки давным-давно, когда вот также отдыхали от трудов праведных. И родилась она не на бумаге, а в душах вот таких же простых деревенских людей.
Долго еще звучала гармошка, долго пели эти удивительные люди. А я сидела и думала: "Нет, не умерло песенное творчество нашего края! Не умерло и не умрет никогда, потому что вот такие же мужики и бабы сохранят его в своем сердце и сумеют передать внукам и правнукам". А еще я думала о том, что раз могут эти люди, вынесшие на своих плечах много горя и обид, вот так, от души петь простые русские песни, - значит, жива Россия и будет жить еще долго-долго. Спасибо вам за это, мои дорогие люди!
г. Борисоглебск
УЧЕНИЦА 10 КЛАССА, ШКОЛЫ №6
ИВАНОВА ТАТЬЯНА

"ВОРОНЕЖСКИЕ ПРЯНИКИ"


Осень. Пора листопада. Я тихо иду по скверу. Под ногами шелестят разноцветные листья. Вот сразу несколько листьев вместе отделились от ветки клена и, падая, соревнуются, кто быстрее достигнет цветного ковра. Смотрю на здание театра, потом любуюсь старинным особняком, где были ясли №1. В альбоме моей мамы есть фотография, где она, совсем маленькая, сидит на пороге этого прекрасного здания. Мама любит повторять слова академика Д. С. Лихачева: "Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - значит, он равнодушен к своей стране".
Наступает вечер. Я спешу домой. Скоро ужин. Папа пришел с работы и принес красивую узенькую яркую коробочку. Она закрыта. Мне очень хочется заглянуть внутрь, но надо подождать… Наконец-то наступает время, когда можно открыть коробочку и увидеть, что же там находится. В ней лежит воронежский пряник-сувенир. Он большой и круглый. Его коричневая глянцевая поверхность покрыта белой глазурью. Печатные буквы можно сложить в слова. Я смотрю на него, как завороженная.
С древних времен Русь, а это давно известно, любила и выделывала пряники. Об этом красноречиво говорят различные архивные документы, сказки, сказания, песни, предания и даже русская фамилия Прянишниковы. В глубокую старину тех людей, кто делали пряники, так и называли - "прянишниками". Это была уже профессия, которая зачастую становилась наследственной, и мельчайшие секреты изготовления пряников передавались из поколения в поколение.
На воронежской земле пряники повсеместно на протяжении сотен лет были излюбленным лакомством для людей всех возрастов. Конечно, особую радость они доставляли детям. Для них пряники были и лакомством, и веселой, приносящей радость игрушкой. Для шумной детворы делались разнообразные пряники, изображающие лихо скачущих лошадок, всадников, бойких петушков, золотых рыб, различных животных, балалайки, жаворонков, пятиконечные звезды и многое другое.
Спрос на пряники был большой. Продавались они и покупались на всех городских и сельских базарах, во время ярмарки, в мелких лавчонках со сладостями, а в праздничные и воскресные дни еще и отдельными торговками около церквей. Пряниками одаривали детей на Рождество и Новый год. Отдельные пряники, как высокохудожественные произведения искусства подвешивали к лампадкам, ставили за стекло в божницу; в качестве украшения избы расставляли на полочках, а случалось, и подолгу хранили в сундуках в память о каком-нибудь событии. Редкий крестьянин, побывав в Воронеже, не привозил домой гостинца - пряника.
Эти маленькие художественные произведения народные мастера, жившие в разных селах Воронежской губернии, создавали настолько своеобразными по форме и цвету, что по манере исполнения нетрудно отличить пряник, сделанный, к примеру, в Бутурлиновке, от пряника, сделанного в Новохоперске или Клеповке.
Не будет преувеличением сказать о том, что пряники в Воронежской губернии выпекались повсеместно, но особой красотой и привлекательностью отличались бутурлиновские, новохоперские, клеповские , павловские, ольховатские, рогачевские , богучарские, борисоглебские и воронцовские.
В тридцатых годах нашего века выпечка пряников в области прекратилась. Однако, несмотря на это, русской пряничной традиции не суждено было умереть: в 1973-74 годах по личной инициативе П. Пономарева и при активной поддержке городского комитета партии города Воронежа эта славная традиция начала возрождаться.
Я смотрю на пряник и радуюсь, что народное пряничное искусство в Воронежской области возродилось и получает дальнейшее развитие. На прилавки городов и сел нашей области ежедневно поступают сотни килограммов пряников-сувениров в художественно оформленных коробках с воронежских хлебозаводов. Спрос на них и сегодня велик.

г.Борисоглебск
УЧЕНИЦА 5 "Б" КЛАССА, ШКОЛЫ ї6
КАЛУГИНА ЕКАТЕРИНА
Номинация "Этнограф"