уЧ ОЯЧАУЖВ  

"МОЙ РОДНОЙ ГОРОД"

Хопра иль Вороны
Задумчивый всплеск.
Слышу родимое -
Борисоглебск…
И.Лукьянов

История небольшого русского города Борисоглебска восходит к далекому 1698 году, когда в живописном месте, лежащем на слиянии рек Вороны и Хопра, появилось поселение, названное в последствии в честь святых Бориса и Глеба, особо почитаемых на Руси как символ миролюбия и согласия. История свидетельствует, что город был основан по Указу Петра I как сторожевой пункт южной окраины Московского государства. Стучали в Воронежских лесах топоры, падали вековые деревья, плыли вниз по Дону струги, во всех концах России и Европы царские посланцы собирали на южные рубежи страны корабельных дел мастеров, ткачей, работный люд и солдат. Это Русь, поднятая царем Петром, двинулась в наступление на Степь, откуда многие века вместе с кочевыми ордами приходила беда.
Волею Петра I возникают на южном и восточном порубежье небольшие сторожевые крепости, предназначенные не только для защиты воронежских верфей от набегов татар, калмыков и беспокойной донской вольницы, но и как форпосты продвижения молодой России к Черному и Каспийскому морям.
Строительство в Борисоглебске кораблей для Азовской флотилии способствовало привлечению сюда населения, хозяйственному оформлению местности.
К середине XVIII века Борисоглебск утрачивает значение военно-сторожевой крепости и превращается в торговый и ремесленный город. По проходившему рядом Астраханскому тракту бородатые осанистые купцы везли в первопрестольную тарань, белугу, осетра, дорогие восточные шелка, пряности, сладости, фрукты. Водным путем город был связан с портами Азовского и Черного морей, куда отправлялись ежегодно от 60 до 90 барж с хлебом, мукой, лесом. Через Ростов и Тамбов продукты вывозились за границу.
Торговля способствовала развитию города. В 1806 году Александр I утвердил новый генеральный план Борисоглебска. Город стал застраиваться со стороны реки Вороны строго в линию, образуя широкие улицы. Прямоугольная застройка осталась до сих пор и выгодно отличает Борисоглебск от других городов.
Прошлое нашего города богато историческими фактами. Борисоглебск знал времена, наполненные глубокими потрясениями, связанные с Булавинским восстанием, событиями гражданской и Великой Отечественной войн, но были и годы подлинного расцвета.
4 декабря 1869 года в город пришел первый поезд, а к концу ХIХ - началу ХХ вв. Борисоглебский уезд был самым богатым в России. Первые библиотеки, гимназии, технические училища, больницы, кинотеатр "Иллюзион", Народный дом…
Ныне Борисоглебск насчитывает около 80 тысяч жителей. В городе развита промышленность, имеются: педагогический институт, техникумы, училища. С прошлым и настоящим города знакомит краеведческий музей. Работает драматический театр имени Н. Г. Чернышевского. Выпускаются газеты "Борисоглебский вестник" и "Сударыня", действует телестудия.
Есть какая-то особенная прелесть в российских уездных городах. Может, именно в их неспешной, несуетной, по-своему основательной жизни и сохраняется особый российский дух, глубинная российская культура, настоянная на дедовских корнях и традициях, но и впитывающая современность - органично, без рывков, естественно.
Борисоглебск - один из тысяч таких городов России. И в то же время он - единственный, неповторимый, уникальный. Он отличается своей, только ему присущей, особой культурной аурой.
И в предыдущие века, и сейчас в нем живут люди с изюминкой, одухотворенные, влюбленные в свою малую родину. Отцы города, интеллигенция, купцы, другие жители Борисоглебска еще в те времена особое внимание уделяли развитию культуры и образования.
Поэтому объяснимо, что из этого не такого уж большого города вышло столько известных, талантливых и интересных людей. В их числе: видные ученые, профессора, академики, известные писатели, композиторы, государственные деятели, военачальники, маршалы, генералы, Герои Советского Союза и Социалистического труда, талантливые педагоги, врачи.
В историю изобразительного искусства России вошли талантливейшие художники: Андрей Рябушкин, Илья Машков, Александр Куприн, Петр Шолохов, которых борисоглебцы с гордостью называют своими земляками. Первые незабываемые художественные впечатления и первые уроки мастерства все они получили в Борисоглебске, где еще в дореволюционные годы существовала прекрасная художественная студия.
Их традиции продолжают талантливые современные художники и мастера декоративно-прикладного творчества: живописцы Лев Федоров, Стефан Домусчи, Сергей Бокунов, семейные династии Бирюковых и Вислобоковых (живопись, графика, прикладное творчество), Долгиревых и Владимировых (прикладное творчество) и многие другие.
Имя Стефана Михайловича Домусчи хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. Секреты церковной живописи Домусчи постигал в студии М. Н. Соколовой и М. Потапова.
Портретная живопись художника знакомит с людьми, в которых он находит счастливое чувство понимания. Например, в картине "Портрет матушки Галины" Стефан Михайлович воплощает строгость и смирение. Глядя на этот портрет, мы понимаем, что достоинство и скромность должны быть основными качествами добродетельной женщины.
Живой и изменчивый образ природы сумел создать Стефан Домусчи в целом ряде пейзажей. Яркость первого впечатления несут в себе многочисленные этюды, выполненные, кажется, на едином дыхании. Стройность сюжета, строгое благородство цветовой гаммы одних работ сменяется буйством красок в других. В картине "Зима" Стефан Михайлович использует нежные оттенки белого и голубого, создавая эффект искрящегося снега.
Картина "Осень на Хопре" поражает яркими, насыщенными красками. Художник играет цветом, изумительно точно передает пышность золотого осеннего леса.
К несомненному достоинству Домусчи следует отнести работу художника с натуры, без переписки. За долгие годы упорного труда у живописца появились свои приемы, небольшие секреты в письме. Встреча с работами Стефана Домусчи - это всегда разговор с умным и тонким собеседником.
Трудовая биография Сергея Семеновича Бирюкова связана с заводом химического машиностроения, но все свободное время он отдает живописи. "Летописцем родных мест" можно назвать художника. В его картинах все узнаваемо. В большинстве своем это живописные окрестности города.
Надо признаться, не всегда мы можем постичь душой всю прелесть окружающего нас мира. И кто, как не художник, помогает нам сохранить умение поражаться, радоваться прекрасному. Сергей Бирюков создает свои работы с большой любовью, душевной проникновенностью.
Картина "Вечерний Хопер" исполнена спокойствия и мира. Вечерний свет делает скульптурно выразительным изображения людей, лодок, палаток. Этот пейзаж Сергея Бирюкова вызывает у меня ностальгию и воскрешает в памяти образы детства.
Сила Сергея Семеновича не только в знании, но и в умении, в способности наслаждаться разнообразием и богатством природы. Его творчество демонстрирует уравновешенность духа, нравственную устойчивость без тени внутреннего разлада, метаний и уныния.
Представитель молодого поколения борисоглебских художников, Сергей Бокунов, в своих пейзажах, натюрмортах стремится показать красоту не обнаженную, видную с первого взгляда, а ее более глубинные, скрытые проявления. В работах Бокунова раскрывается талант человека ищущего, умеющего увидеть в давно известном особенное, свое, незнакомое.
Нет внешней занимательности мотива, эффектности цвета в акварельных работах художника. Акварель часто становится сферой воплощения задушевных свойств личности художника, самых непосредственных движений его сердца.
Моя любимая картина Сергея Бокунова - "Мокрый день". Художник удивительно лирично и мягко отражает прелесть борисоглебской природы. Нанося краски на влажную бумагу, Сергей Бокунов усиливает нечеткость контуров. Эта картина завораживает своей простотой и нежностью.
В картину "Тучи над Хопром" художник вкладывает некий смысл, связанный с духовным состоянием человека, с ширью и мощью родных просторов. Он поставил акцент на изображении неба - оно огромно. Прошел дождь, и кучевые облака не освободили еще небесную синь; они клубятся, играя синими оттенками.
В произведениях Сергея Бокунова ощущается отсутствие банальностей и мелочности мысли.
Три художника, три мира… Но при всем видимом отличии есть в их творчестве нечто общее: свой путь в искусстве они нашли на нелегкой ниве продолжения традиций классической школы русских живописцев.
Искренне, трогательно, правдиво передают они на полотнах то близкое, родное, что с детства живет в сознании каждого, и что мы называем чувством родины.
Я приехал - давно мне мечталось -
В этот город тенистых аллей,
В этот город прямых кварталов,
Где и зори словно алей.
Вот иду по зеленой Советской -
От Вороны из мест лесных,
Вдоль домов, как из сказки детской,
По-волшебному расписных.
И уверен я: счастье будет
И оно не растает в снах.
До ста лет доживают люди
Вот в таких, говорят, местах.
Е. Порошенков
г.Борсисоглебск
УЧЕНИЦА 11 КЛАССА "Б", ШКОЛЫ № 5
КАКОРИНА ЕЛЕНА
Номинация "Историк"

АКТИВ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

ВВЕДЕНИЕ.
Мне 15 лет. Я живу в городе Борисоглебске. В детстве, особенно в раннем, я много времени проводила в деревне. Мои родители были заняты работой и очень часто меня и мою осетру оставляли под присмотром бабушек и дедушек.
Моя бабушка Елизавета Михайловна. 1940 года рождения, и дедушка Василий Алексеевич, 1929 года рождения, проживают в селе Васильевка.
Село расположено в живописном месте при слиянии реки Карачан и реки Хопер. С одной стороны к селу примыкает лес Хоперского заповедника. с другой открывается вид на холмы и возделываемые ноля со знаменитым воронежским черноземом.
Для меня годы детства это счастливые годы. Я люблю свой город с его уникальной старинной застройкой, неторопливым течением провинциальной жизни. Мой дом находится в исторической части города, и поэтому мне особенно близки речные карнизы и ставни домов городских улиц. Чугунные ограды скверов и парка, купола церквей. Думаю, что мои чувства разделяют многие горожане, и стремятся сохранить существующие и возродить полузабытые традиции края в песенном, танцевальном и декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах.
Борисоглебский край - мой родной край, моя малая родина. Люди разных поколений задаются вопросом: С чего начинается Родина?
Борисоглебск замечательный город. Однако Родина для меня начинается с домика в деревне под названием Васильевка, которая находится в самой российской глубинке. Там мои корни, там для меня начало всех начал-
Во время каникул после городской суеты я с большой радостью погружаюсь в размеренное и продиктованное природными циклами. хозяйственной необходимостью, течение деревенской жизни. Там я научилась уважать труд и выполнять посильную для моего возраста работу. Там я смогла почувствовать и оценить поэзию и красоту родной природы, которая естественным образом вплетена в ткань повседневной жизни сельчан. Особенно помогли мне в этом мои бабушка и дедушка.
Любящие родители много внимания уделяли и уделяют моему воспитанию и образованию. Меня всегда окружали книги, мы занимались разными играми и рукоделием. Однако именно в доме у бабушки и дедушки я находила ни с чем несравнимую атмосферу душевности, трогательной заботливости, всепонимающей любви.
Среди незатейливой обстановки деревенской избы, в окружении старинных вещей я слушала любимые мною народные сказки и от этого они становились еще более волнующими. Летними вечерами я бежала встречать дедушку, который возвращался с полевых работ, а потом с удовольствием ела пропахший солнцем "лисичкин" хлеб. Этот хлеб он давал мне с другими гостинцами, привезенными с поля. Я не задумывалась тогда, почему "лисичкин" хлеб или традиционные бабушкина "жаворонки" - пышечки в форме птиц, испеченные на Благовещенье, были таким вкусными. Но уверена, что именно в такие минуты у меня формировалось прекрасное чувство причастности к природе, гармонии с ней.
Я не переставала удивляться, как многое могут нагруженные. мозолистые руки дорогих моему сердцу людей: сплести корзину из прутьев. Связать варежки, носки или ажурный пуховый платок, обтесать строительное дерево и построить веселые качели. А еще мне нравилось перебирать вещи, бережно хранимые в бабушкином сундуке, и слушать рассказы о том, кто и когда вышивал рушники и скатерти, шил кружевные покрывала и ткал пестрые дорожки. Удовлетворяя мое любопытство, мама, бабушка и прабабушка поощряли мои занятия рукоделием.
Когда в нашей школе проходила акция по сбору старинных вещей, я приняла в ней самое активное участие. К моей просьбе о помощи с пониманием отнеслись не только родные мне люди, но и их односельчане. В результате в этнографическом уголке появились деревянные ступа и корыто, приспособления для прядения нитей, домотканые рушники, скатерти и прочие экспонаты. Мне захотелось узнать о судьбе этих вещей и их владельцев, выяснить технологию их изготовления и способы их работы. Это и стало целью моего исследования.

I. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ.
Немногочисленные экспонаты нашего школьного этнографического уголка это изделия декоративно-прикладного искусства: различная утварь, ткани, орудия труда.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью жизни человека. Своими корнями оно уходит в далекое прошлое, к истокам художественной культуры каждого народа. Творцами народного искусства были крестьянские умельцы и посадские ремесленники. Но цели их творчества были несходными, поэтому и характер изделий различен. Крестьянские мастера создавали нужные в хозяйстве и быту вещи и их особенности во многом определял размеренный ход жизни, близость к природе. Творчества нехудожественного народ не знал: всему придавалась красота линий, формы, узора, цвета и сохе, и прялке, и полотенцу, и посуде, и т.д.
Жизнь народа всегда была слита с жизнью природы, которая давала доступный материал (глину, кость, дерево, лен, и др.) и подсказывала способы его обработки, а также служила источником содержания искусства. влияла на его мотивы, эмоциональный строй.
Крестьянские изделия - деревянная утварь, мебель, орудия труда, одежда, вышивки, ткани, игрушки поражают красотой и совершенством форм, узоров. Но особенно красивы веши праздничного обихода или предназначенные для детей. Первые наряду с песней, танцем, музыкой играли важную роль в дни праздников, гуляний, во время исполнения обрядов и различных ритуалов. Женщины надевали нарядную одежду и красочные головные уборы, украшали избу вышитыми ткаными полотенцами, коврами ручной работы, праздничной утварью- еда гостям подавалась на расписных блюдах, напитки - в долбленных расписных ковшах и виде ладьи или плывущей утки, в керамических сосудах. И сейчас все э1и квасники, прялки, лукошки, дуги, подзоры, ковры, кокошники, пряничные доски и пр. рассказывают нам о мудрой простоте взглядов и вкусов многих поколений крестьян.

II. ИЗДЕЛИЯ ТКАЧЕЙ И КОВРОДЕЛОВ.
Самые нарядные, красочные экспонаты в этнографическом уголке изделия ткачей и ковроделов. Прясть и ткать умела каждая крестьянка с детских лет. Всегда осенью и зимой пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали. Если праздничную одежду богатых сословий в Древней Руси шили из дорогих, привозных тканей, то повседневную из шерсти и холста. Весь трудовой люд одевался в домотканину.
В Воронежском крае народное ткачество существовало с давних времен и в течение многих веков оно передавалось из поколения в поколение. Деревянный ткацкий станок в прошлом был необходим в каждом доме. Издавна женщина долгие часы проводила за станом, чтобы обеспечить семью одеждой, адом равными предметами обихода.
Сейчас ткацкие станы не везде сохранились в целом виде. На чердаке одного из сельских домов нам удалось найти лишь отдельные части ткацкого стана. Однако хозяйка рассказала нам о принципе его работы. Когда-то. в далекой своей молодости, она провела за ним много времени.
Труд ткачихи нелегкий. Сидит женщина перед массивной горизонтальной деревянной рамой, на нее натянуто параллельными рядами множество толстых нитей основа. Нажмет ткачиха на подножку и каждая вторая нить приподнимется: ее тянет за собой нить прутик, соединенная с подножкой. Между верхним и нижним рядом основы мастерица ведет деревянный челнок, в который пропущена нить-уток. Затем ткачиха прибивает уток бедром - подобием деревянной гребенки. Ткань от этого становится плотнее. Потом опять следует нажим на вторую подножку, ряды основы меняются местами, и все повторяется сначала. Тканье идет быстро. То и дело хлюпают набилки, так и снует остроносый челнок-лодочка без дна, а за ним, как след на воде тянется полоска утка. И вот уже готовое полотно туго навернуто на вал перед ткачихой.
Представленные в этнографическом уголке рушник и скатерть украшены вышивкой и кружевом. Вышивка и кружево выполнены вручную. Они являются интереснейшими видами женского рукоделия и связаны с созданием праздничной одежды, предметов убранства жилого интерьера, подарков, изделий для ритуальных, праздничных обрядов.
Народная вышивка прекрасно сочетается с украшаемой вещью. Как правило, она располагается по краю или вдоль главных соединительных швов. Она гармонично объединяется и с тканым узором. Нередко для большей декоративной выразительности вышивку цветными нитями дополняли блестками, бисером, бахромой, кружевом.
Вышивки выполняли не просто для украшения, хотя эстетическое начало всегда имело большое значение, но и как обереги от зла, они были призваны нести добро человеку и важную информацию о мироздании. Русский народ сохранил довольно мною древних знаков-символов, знаков-оберегов. Самым устойчивым и повсеместно распространенным оказался знак лучезарного солнца - геометрический ромб. Крючки и палочки. выпускаемые но сторонам ромба, условно понимались как лучи. Со временем он видоизменился и получил местное название ~ репей. Репей одновременно служил символом плодородия, огня и жизни. Символ солнца изображался также кругом, квадрат ом, крестом.
Крест считается вторым но распространению элементом воронежского узора. Техника вышивания крестом не только сохранилась с давних времен. но и успешно применяется сегодня. У языческих народов крестом изображали человеческую фигуру с вытянутыми в сторону руками, сам же крест был символом человека и притом мужчины. Фашисты, изменив направление отвода против солнца, взяли его себе на вооружение в качестве политической эмблемы, руководствуясь человеконенавистнической идеей:
уничтожить славянский народ, сжечь в печах концлагерей, в огне войны.
Геометрический треугольник означал целинную землю. Квадрат. пересеченный линиям крест-накрест с точками по середине, означает поле, которое хлебопашец засеял семенами. Узор в виде римской цифры пять символизировал растение, спираль змею, олицетворявшую мудрость. Эти знаки употреблялись еще в V тыс. до н.э., в эпоху неолита. Многие детали узоров, такие, как, например, веревка, обметка, плетка, строчка-плетенек, лапки, гребешки, знак луны-серник, сигушка. отшивка, изображающая условный знак женщины с воздетыми руками к богу солнца и др. родились уже на воронежской земле.
Кружева ручного плетения сохраняют традиционную основу своею декоративно-орнаментального строя. Своей белизной, легкостью и воздушностью они ассоциируются с русской природой, особенно с русской зимой, ее снегом, морозами, узорами на стеклах. Такое разнообразие узоров напоминает о красоте и силе русскою народного искусства в целом, о его песнях, сказках, легендах и поверьях.
Женщины в крестьянских семьях не только ткали холсты, но и занимались изготовлением ковров. Ткали их из овечьей шерсти на ткацких станках. Шерсть получали от своих овец или покупали. Женщины пряли шерсть, а затем красили ее сами.
Рисунки составляли сами. не пользуясь при этом никакими пособиями. т.к. их не было. Изготавливали в основном гладкие, то есть безворсовые ковры. Именно такой ковер представлен в нашей коллекции. Излюбленным цветочным мотивом мастериц в нашем крае, основой декора ковра стали розы. Красные, розовые, малиновые, окруженные {устой зеленью листьев. размещенные на черном фоне, придавали изделиям особую нарядность-праздничность.
Мастерицы ткали также дорожки-половики. Их делали из тряпичных ниток или из толстых, пряденных из кудели ниток, скорее даже веревок волокнистых, грубых, неровных. Их окрашивали в разные цвета и ткали. Такие половики расстилали от порога к красному углу. Каждый половик имел свое лицо. Но чаще можно было увидеть в доме дорожки с поперечными полосками. Фрагмент такого шерстяного ковра был нами обнаружен и теперь хранится в этнографическом уголке.

III. ВОРОНЕЖСКИЕ ШАЛИ И ПЛАТКИ.
Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народных промыслов. Из крестьянского быта постепенно ушло ткачество. Произошло это где-то в середине XX века. Даже моя мама. 1961 года рождения, не застала те времена.
А вот традиция изготовления платков и шалей оказалась живучей.
На воронежской земле платок появился примерно в XVI-XVII вв. Его древним прообразом был убрус - кусок домашней ткани, который замужние женщин, надевали поверх повоя, т.е. повойника. Повойник имел вид мя1 кой тапочки, которую надевали на девушку сразу же после венчания.
Головной женский, он же и девичий платок во все времена был самым желанным подарком для женщин и девиц. 13 заветном сундуке каждой русской женщины скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, воскресенья, свадьбы, поминок, посиделок, для подкрывания под шаль и т.д. В этом я сама смогла убедиться, рассматривая содержимое бабушкиных сундуков и наблюдая за их повседневной жизнью.
Удивительно красивые платки и шали ткались и изготовлялись способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Около полутора веков назад путовые шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами не только подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства в самой России, но и снискали мировую славу.
В Павловском. Острогожском, Новохоперском и других уездах Воронежской губернии ткали полотно и набивали платки, подшальники. И сейчас можно встретить женщин всех возрастов- покрытых в такие русские платки. Как и прежде любовь к ним у потомков русских мастериц не ослабевает.
13 40-е годы XX в. получило развитие оригинальное ручное узорное вязание пуховых платков. В основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохоперского, Поворинского, Грибановского, Борисоглебского и Терновского районов Воронежской области. В нашем восточном регионе народный промысел но изготовлению платков ручной вязки является наиболее значительным. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное разведение коз, обладающих легким, теплым, мягким, шелковистым, длинноволокнистым пухом. В основном изготавливают платки двух видов: плотные из серого пуха и тонкие, ажурные из белого. По размерам платки вяжут 80х80 см, 110х110 см. 150х150 см и шарфы 110х50 см. Искусство вязания воронежских платков передается из поколения в поколение. Когда-то моя прабабушка научила вязать платок мою бабушку, а та в свою очередь научила мою маму. Я тоже у них училась TTOMV мастерству. Хотя самостоятельно я не связала ни одного платка, но представление об основных трудовых операциях по их изготовлению получила.
I Га вязку одного серого платка уходит в среднем от 7 дней до месяца, а на "Паутинку" - ажурный платок 5-10 дней. Обработка пуха очень трудоемка: в период линьки в феврале-марте пух вычесываю! с коз специальным гребнем, руками выбирают из него сор, просушивают, рыхлят два раза, а иногда и трижды прочесываю! специальными двухрядными гребнями - ческами, отделяя длинный волокнистый пух от "охлопков" и правильно укладывая волокна. Затем прядут вручную на прялках. Одна их таких современных прялок находится в этнографическом уголке нашей школы. Пряжу сматывают в клубок. Только после этого можно приступить к вязанию. Платки вяжут на двух стальных спицах лицевыми петлями, в результате которой получается изнаночная гладь.
Серые платки обычно имеют узорную кайму и гладкую середину. "Паутинки" - сплошь узорные. Существует множество орнаментальных элементов и их комбинаций. Названия некоторых элементов: "ромбы", "листочки", "паучок", "павлиний хвост", "пламя", "кошачья лапка" и т.д. говоря об образном понимании. В середине прошлого века в платках Воронежскою края характерным узором был "колосок". "Колосок" - символ урожая, плодородия. Из таких композиций образуются еще более сложные.
Спрос на воронежские платки постоянно растет, поэтому народное ремесло по их изготовлению будет расцветать и далее.

IV. ЧУДО - ДЕРЕВО.
Среди экспонатов этнографической экспозиции очень много изделий из дерева. Это не случайно. С давних времен дерево было одним из наиболее любимых в нашем народе материалов. Лесные богатства Воронежского края делали его легко доступным. Больше всего у нас использовались мягкие, легкие для обработки в домашних условиях породы: липа, осина, ольха, верба, сосна и реже твердые - дуб, клен, ясень, груша. "Золотым дном" называли Теллермановскую дубовую рощу из-за огромных, в несколько обхватов вековых дубов.
В наших местах из осины издревле готовили так называемые щепные товары деревянные ложки- миски, блюда, лопаты, корыта. Делали из нее и бочки "под сухой товар", гнули ободья и дуги. Не менее замечательными свойствами славятся дуб, клен и, конечно, береза.
Обработка дерева велась самыми простыми инструментами: ножом, пилой, ложчатым долотом, резцом, а чаще всею обычным топором. Почти все вещи. нужные крестьянину, делались из дерева: мебель, домашняя утварь, орудия труда, рабочие инструменты, средства передвижения.
Если ткачество было уделом женщин, то обработкой дерева занимались в основном мужчины. И это ремесло также передавалось из поколения в поколение. Мой дедушка Василий Алексеевич, как и многие его односельчане, не обучался в каком-либо училище этой специальности, Однако он с удивительной ловкостью мог срубить сарай из бревен или изготовить свисток и дудочку, чтобы порадовать внучек.
С большой любовью дедушка относится к лесу, к реке. Он может находиться в лесу долго и в любое время суток. А когда я удивлялась тому, что ему не страшно, то терпеливо мне объяснял: "В лесу бояться нечего. Зверь сам человека боится. Если зверя не трогать- то и он тебя не тронет. Я заблудиться я не смогу. Я ведь можно сказать вырос в лесу. Когда мать умерла, нас осталось четверо маленьких детей: три сестры и я. Вот и помогал отцу во всем. Лес нас кормил, обувал, согревал. Охотились, рыбачили. заготавливали лыко, из которою потом плели лапти, собирали на зиму дрова. А когда отца в Отечественную на фронт забрали, мне мальчишке все приходилось делать самому".
Почт в каждой семье в годы военного лихолетья и нелегкое послевоенное время мужчины делали сами всю необходимую деревянную утварь или же приобретали ее у признанных в округе мастеров.
Несколько экспонатов школьной этнографической экспозиции особенно интересны. Например, выдолбленное из дерева и потрескавшееся от времени деревянное корыто. Именно таким я представляю себе разбитое корыто у старухи из сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке. А еще в экспозиции представлена деревянная ступа. По форме она напоминает песочные часы. Массивная долбленая ступа имеет толстые стенки, обеспечивающие необходимую прочность при перегрузке. Эти изделия не имею! украшений. Праздничную посуду, напротив, покрывали резным орнаментом, и древесину для нее подбирали с интересным природным ресурсов.
Необычайно разнообразными по формам и украшению были орудия женского труда - прялки. Среди них различаются коренухи, вырезанные из прикорневой части дерева, и составные, у которых ножка с лопастью или гребнем (вертикальная часть) вставляется в гнездо донца (горизонтальная часть). В нашей экспозиции представлена составная прялка. На лицевой стороне донца есть узор, сделанный посредством углубленной резьбы. Такой углубленной резьбой наряжали вальки, рубеля и батаны ткацких станков. Основу композиции составляли, как правило, разновеликие розетки с прямыми либо серповидными лучами, а остальная поверхность заполнялась мелкими геометрическими фигурами, сеточкой и; контурных линий.
Из дерева изготавливали вещи, имеющие не только утилитарное, но и художественное значение. Это коньки для крыши дома, резной орнамент для карниза, наличников и ставен окон, дверей, крылец, разнообразные игрушки м иконостасы. Достаточно пройти по улицам нашего города, чтобы в этом убедиться. Борисоглебск - музей архитектуры кон.XIX - нач.XX века под открытым небом. Здесь также сохранились многие деревянные застройки первой половины XX века. А в домах, построенных уже в послевоенные годы, мастера сохранили традиции прежних времен-
Борисоглебск был богат художественной резьбой. Деревянные здания, как правило, украшались резными карнизами, которые дополнялись пропилъными подзорами. Фризы домов также украшались подзорами, проходящими при стыке карниза со стеной. Деревянные резные наличники имеют вертикальные стойки, набранные из различных элементов: "бутылочек", "бочонков", валиков и т.п.
На стенах деревянных домов применялись два вида обшивки: горизонтальная на уровне окон и вертикальная в нижней части стен. В нашем городе сохранился ряд зданий не имеющих обшивки. Такой прием создавал контраст тяжелой бревенчатой стены и легкой декоративной отделки в виде кружевной резьбы. Как правило, все двери парадных входов были высокими двустворчатыми и филенчатыми полотнищами.
Архитектурный облик нашего города - свидетельство тому, что народные таланты были и сейчас есть.
С давних пор до настоящего времени народные умельцы занимались плетением корзин, циновок, сосудов, вершей для рыбной ловли и прочих полезных в быту вещей. Плетение стало возможным благодаря иве, да еще черемухе. Ивовые прутья и лозу черемухи срезали летом, обдирали кору, а осенью и зимой, когда заканчивались полевые работы, и у крестьянина появлялось больше свободного времени, прутья проваривали в котлах, вследствие чего лоза становилась податливой, не ломалась в работе, и плели всякую всячину.
Из лозы черемухи делали более крупные и прочные вещи. Черемуха шла на изготовление КУЗОВОВ для выездных саней и тарантасов. В русских деревнях почти каждый мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод. У изб и домов красовались плетни из ивовых прутьев.
По мере роста промышленного производства и появления в магазинах все большею количества удобных недорогих предметов фабричного изготовления корзиноплетение постепенно отмирает, уходит в прошлое. Теперь этим ремеслом занимаются единичные мастера.

V. КУЗНЕЦЫ - КУДЕСНИКИ.
В процессе сбора экспонатов было найдено очень мало старинных предметов из металла. Интересен по своему устройству чугунный утюг. Его разогревали с помощью насыпанных внутрь тлеющих угольков.
Более полное представление о развитии кузнечного ремесла в нашем крае можно получить на улицах города. Для Воронежской области г. Борисоглебск является своеобразным музеем-заповедником. сохранившим многие элементы декоративной отделки зданий конца XIX - нач. XX века.
В 1860 г. в городе действовало одно чугунно-плавильное предприятие. Видимо поэтому, на старинных домах можно увидеть металлические козырьки, навесы, балконные решетки, кронштейны, а также ограды и др.
Сохранились козырьки, которые устраивались над парадными входами в общественные и жилые здания: двускатные, лучковою очертания с килевидным завершением и с односкатным покрытием (в стиле модерн).
Кованые кронштейны козырьков имеют преимущественно геометрический рисунок в виде колец, прямоугольников, ромбов, спиралей. В металлических навесах встречается и растительный орнамент.
Не менее искусными были мастера литейного дела. Из металла отливались пушки, колокола, а также мелкие изделия: чернильницы, ажурные ларцы и шкатулки, посула и многое другое.
Кузнечное дело, считавшееся необычным, высоким искусством, издавна было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить, отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией.
Подобно древнему богу обычные деревенские кузнецы по всей земле ковали могучими руками серны и косы, плуги, топоры, подковы, подсвечники, щиты и шлемы для воинов; и были они в этой будничной работе божественно прекрасны. Обработка металла всегда считалась мужским делом, так как требовала от мастера истинно мужской силы и твердой руки. Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность. твердость, ковкость (плавится- сваривается, режется) все эти свойства металла объясняют возникновение самых разнообразных приемов его обработки в различных ремеслах.
Техника художественной ковки, начиная с самых ранних периодов и до настоящего времени, не изменилась. В этом можно убедиться, сравнивая как инструменты, так и готовую продукцию этого большого периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все -экспонаты собраны в одном уголке. В школе нет специального помещения, где можно было бы оформить специальную музейную экспозицию. Однако старинные вещи востребованы в нашей школьной жизни. Без них невозможно соблюсти принципы историзма при оформлении декораций для сценок в ходе игры "Колесо истории". Благодаря этим экспонатам у нас интересно проходят занятия краеведческого факультатива, посвященные культуре и быту населения края.
Члены краеведческого кружка продолжаю! поиск и сбор экспонатов для нашего этнографического уголка, проводят работу по систематизации имеющихся материалов.

г. Борисоглебск
Ученица 10 "В" класса средней школы № 5
Пащенко Нина
Номинация "Историк-краевед"