иА РУАВИГЮ        
"ОН ТОЖЕ УЧИЛСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ"
Я очень редко покидал родной город, а если уезжал, то на совсем короткое время. Но даже за недолгую разлуку я скучал о любимых с детства, зеленых и таких уютных улицах. А после возвращения, прежде всего мне хотелось увидеть родную гимназию, пройти по школьному двору, поздороваться со старыми елями, полюбоваться, если это ранняя осень, пестрым ковриком цветов на клумбах, в задумчивости остановиться у скромного памятника Георгию Печковскому, окруженного стройными рябинами. Вот уже 45 лет стоит он во дворе школы. Мимо проходят серьезные старшеклассники, пробегают шумные первоклашки, спешат на урок озабоченные учителя. И в суете буден мало кто вспоминает о том, что Георгий Анатольевич Печковский, Герой Советского Союза, когда-то, очень давно, в довоенное время был просто одним из учеников образцовой школы ї1 имени Карла Либкнехта, обычным мальчиком, которого товарищи и учителя звали Жорой или даже Жоржиком. Каким он был, этот человек, прославивший наш город, нашу школу? В чем истоки его подвига? Вновь и вновь перечитываю письма одноклассников Георгия, воспоминания учителей, рассматриваю довоенные, пожелтевшие от времени фотографии, хранящиеся в школьном музее, и мысленно переношусь в то далекое время. На одной из тихих улиц нашего города и сегодня стоит дом под номером 37, в котором жила семья Печковских. Говорят, что все начинается с детства. И от того, каким оно будет, зависит многое в дальнейшей жизни. Георгий рос в дружной семье. Отец, Антон Николаевич, инженер, был человеком общительным. Любил, чтобы в доме часто бывали друзья сына, беседовал с ними, рассказывал много интересного, ставил ребят в тупик разными вопросами, подтрунивал над ними. Он часто бывал в командировках и иногда во время летних каникул брал с собой сына на землеустроительные работы, учил его пользоваться измерительными приборами, делать разметку на местности. Маму, Ванду Андреевну, учительницу немецкого языка, Георгий любил нежной сыновней любовью, заботился о ней, помогал во всем, старался не огорчать. Когда у нее случались приступы сердечной болезни, очень переживал, приходил в школу грустным, притихшим. В доме Печковских часто звучали детские голоса: прибегали товарищи с просьбой помочь решить трудную задачку или обменяться впечатлениями о только что прочитанной книге. Друзей у Георгия было много, но особенно трогательной казалась его дружба с Володей Точилиным, невысоким, тихим и очень болезненным мальчиком. С какой-то свойственной ему теплотой Жора называл его Точкой. Володе плохо давалась математика, и Георгий систематически, терпеливо помогал товарищу осваивать трудный для него предмет. С годами росла и крепла дружба Печковского с одноклассниками, любовь к школе. По характеру работы отца семья должна была часто переезжать из одного города в другой, и Жора всегда горячо просил своих родителей не уезжать из Борисоглебска, не разлучать его с товарищами. Он обещал, что за время отсутствия отца будет заботиться о маме, помогать ей во всем. И всегда выполнял свои обещания. А какой увлекающейся, цельной натурой был Георгий! Страстно, до самозабвения любил математику, уже в средних классах умел считать на арифмометре, пользоваться логарифмической линейкой - в те годы это было редкостью. Увлекался физикой, техникой. В седьмом классе, сдав последний экзамен, помчался к директору МТС с просьбой научить его водить трактор. Глядя на нарядный костюм Печковского, на его белоснежную рубашку, директор сказал, что работа тракториста грязная и вряд ли подойдет юноше. Но огромное желание Георгия подкупило несговорчивого руководителя. В конце лета мальчик уже водил трактор, умел устранять неполадки в его работе, производить несложный ремонт. А в старших классах Георгий освоил вождение легкового автомобиля. Увлечение техникой не было единственным для любознательного юноши. Он любил читать, знал наизусть стихи Лермонтова, Некрасова, Пушкина, Маяковского. Как замирали ребята в актовом зале, когда на сцене появлялся высокий, стройный, кареглазый юноша и хорошо поставленным голосом декламировал отрывок из поэмы Руставели "Витязь в тигровой шкуре"! И через десятилетия доносится до меня его проникновенный, страстный голос: "Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор!". Думал ли Георгий тогда, что ему, обыкновенному борисоглебскому пареньку, предстоит совершить подвиг, защищая родину? Думал ли, что совсем немного времени остается до того дня, когда вместе с другими ребятами, выпускниками нашей школы, он навсегда покинет город? Повзрослевший Георгий беззаботно кружился в вихре вальса на выпускном вечере в старинном школьном зале, строил планы на будущее. Но "завтра была война": Двадцать шестого июня Печковский с комсомольцами уехал на трудовой фронт под Смоленск, потом учеба в артиллерийском училище, действующая армия. Молодой лейтенант сражался в лесах Калининградской области, в Прибалтике, защищал литовский городок Межейкай. Более суток враг непрерывно атаковал батарею, которой командовал Печковский. Когда она оказалась окруженной, организовал круговую оборону и продолжал уничтожать фашистов в неравном бою. Боеприпасы были на исходе, и молодой лейтенант поднял гвардейцев в атаку. В рукопашной схватке кольцо окружения было прорвано, но сам Георгий Печковский погиб. В наше время начали предавать забвению имена людей, положивших свои жизни на алтарь Победы. Говорят, что у моих сверстников нет идеалов, что мы прагматичны и расчетливы. Но поверьте, это далеко не так! Многие из нас понимают, что человек, который забывает свое прошлое, никогда не научится горячо любить свою родину и не сможет осознать своей ответственности за ее будущее. Мне очень дорога память о выпускнике 1941 года Георгии Антоновиче Печковском, о котором его старая учительница математики как-то сказала: "Мальчик с детства носил в себе честное и горячее сердце:".

г.Борисоглебск
УЧЕНИК 10 "Б" КЛАССА, ГИМНАЗИИ ї 1
РЫБАЛКИН ДМИТРИЙ
Номинация "Историк"