Добро пожаловать |
Подготовка подростков к рациональному поведению в экстремальных школьных ситуациях Психология экстремальных ситуаций – это одно из направлений прикладной психологии . Оно исследует проблемы связанные с оценкой , предвидением и оптимизацией психических состояний и поведение человека в стрессовых ситуациях. Стресс – это понятие , используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека , возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Независимо от разновидности стрессоров , психологи изучают те последствия , которые они вызывают на физиологическом , психологическом и поведенческом уровнях.За редким исключением последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги , деформируется мотивационная сфера , изменяется ход процессов восприятия и мышления , нарушается двигательное и речевое поведение . Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы , достигшие степени аффекта в той или иной его форме ( импульсив-ной , тормозной , или генерализующей ). Сила аффекта такова , что они способны тормозить любые другие психические процессы . Более того , аффективные способы «аварийного выхода» из экстремальной ситуации , соответствуют форме проявления аффекта. Однако подобные способы , сформировавшиеся за миллионы лет биологической эволюции вида «хомо-сапиенс»(бегство , оцепенение , неуправляемая агрессия), оправдывают себя только в типичных биологических условиях , но не в социальных . В последнее время в социальной среде наблюдается резкое увеличение стрессовых ситуаций . Это связано с многими факторами влияющими на жизнь людей : экономическими , политическими , социальными не говоря о стрессогенных жизненных событиях : травма, болезнь, смерть близких людей, проблемы с начальством, недостаток материальных средств и т.д. Все это в совокупности влияет не только на взрослых людей, но и на детей . Особенно сильно это проявление заметно сказывается на подростках , так как именно в этом возрасте у них происходит становление черт характера и темперамента , которые в свою очередь влияют на поведение человека. За негативную среду, которую создают взрослые, расплачиваются дети . Мы видим резкое увеличение числа подростков , которые сбежали из дома, имеют пристрастие к наркотикам и алкоголю , курению и занимаются проституцией. В школе обучаются дети из разных слоёв населения и для некоторых из них та ситуация , в которую они попали является экстремальной , не говоря о тех ситуациях , которые постоянно случаются в школьной практике и к сожаленью их число растёт. В основу нашей работы была положена гипотеза о возможной подготовке подростков к рациональному поведению в экстремальных школьных ситуациях, путём психофизиологической адаптации к экстремальным условиям . Целью исследования явилось выявить факторы психофизиологической адаптации подростков к экстремальным школьным ситуациям . Для достижения поставленной цели нам приходилось решать следующие задачи : 1) Изучить современную литературу касающуюся темы работы . 2) Проведение экспериментальной работы . 3) Разработка методических рекомендаций и их внедрение . Методической основой в работе явилось изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме , и подбор материала для проведения экспериментальной работы . На основе полученных данных эксперимента , подтвержденного нашей научно-методической разработкой , сделан вывод о состоятельности темы работы .   |
Добро пожаловать |