Василенко
Д.В. Заселение земель Воронежского уезда за Белгородской чертой в конце XVII в.; быт и хозяйство поселенцев.
В конце XVII века Воронежский уезд
был заселён менее чем на одну треть. На остальной территории не
существовало постоянных поселений из-за опасности набегов кочевников
(татар и калмыков). Она представляла собой земли так называемых «ухожаев»
– участков, которые отдавались желающим за плату для рыбной ловли, охоты,
бортничества и других промыслов. Граница между заселённой и незаселённой
частями проходила по Белгородской черте – системе укреплений для защиты от
татар протяжённостью более 800 км. Севернее черты населённые пункты
существовали, южнее – уничтожались кочевниками. Первые сёла и деревни
начинают возникать здесь начиная с 1696 -1697 гг. Заселяются в первую
очередь бассейны рек Битюг, Икорец и Осередь. Известно, что земли в
бассейнах этих рек славились богатыми природными ресурсами и давно
привлекали переселенцев. В 1652 году правительство хотело поселить на
Битюге группу украинских переселенцев во главе с Иваном Дзиньковским. В
царском указе того времени так описываются земли у Битюга: «А то место
всем привольно: пашнями и сенными покосами, и рыбными ловлями, и лесными
ухожьями; а от городов от Воронежа и от Коротояка близко».1 Однако позднее указ, о поселении
здесь, отменили и Дзиньковский был поселён в Острогожске. Описываемые
земли расположены в лесостепной зоне. В XVII в. стояло много
пойменных лесов. Кроме того, здесь находились два значительных лесных
массива: Большой Битюцкий лес (сейчас это Хреновской бор) в среднем
течении Битюга и Шипов лес
- в верховьях Осереди. Вообще
лесов было больше чем теперь. О почве можно сказать, что здесь она
представляла собой плодородные чернозёмы. В реках водилось много рыбы.
Сохранилось свидетельство того, что арендатор одного из ухожьев –
Битюцкого (в бассейне реки Битюг), возвращался с рыбной ловли с десятью возами рыбы. Вообще
фауна этих мест была намного богаче чем теперь, а флора и сейчас остаётся
разнообразной. Здесь растут и требующие избытка влаги сфагновые мхи и степной ковыль.*
Травы достигали
такой высоты, что скрывали коня вместе со всадником. Итак, природа была
благоприятна к поселенцам.
Другая попытка
заселить Битюг предпринимается в 1679
- 1680 г
выходцами из Заднепровской Украины. В своей челобитной на царское имя они
просят «дать место строитца
на вечное житье городами и местами в поле за рекою Доном на Нагайской
стороне на устье реки Битюка».2 Однако и эта попытка оказалась
неудачной. В просьбе отказали по следующей причине «И в Розряде им про ту
реку Битюк сказано, что та река степная и место полевое и крепостей
никаких учинить не мочно. А воинских людей – калмыков и ногайцов приходы
на ту реку беспрестанные. И есть ли они по той реке селитца учнут, и им от
воинских людей уселитца будет не мочно и государевым ратным людем оборонять их будет
нельзя».3 Попытки заселить земли
за чертой были и до 1696 года. В документе 1669 года упоминаются село
Аношкино и три деревни: Мегенева, Коркина, Погорелая, расположенные за
чертой, напротив города Коротояка. Постоянные поселения за чертой были
тогда делом невиданным. Стольник Еропкин, обнаруживши их,
писал:
"А не отписать тебе, великому государю о том селе и о деревнях мне, холопу
твоему, никакими меры не мочно, потому, что-то село Оношкино и деревни
стали за крепостьми на Ногайской стороне, за рекою за Доном"4 В 1673 году они
уничтожаются татарами. Можно выделить два колонизационных
потока в указанные места: 1.
С юга – украинских
переселенцев, приходивших из Слободской Украины. 2.
С севера – русских и
украинцев, из Воронежского уезда. Первые поселения за
чертой появляются в 1696 – 97 годах. Мне удалось обнаружить упоминания в
документах тех времён о девятнадцати поселениях за Белгородской чертой по
рекам Осередь, Битюг и Икорец: ·
Одно поселение на
Осереди. Наименование его в источнике не называется. О живущих здесь людях
говорится: «з битюцкого, с реки Осерету жители»5 ·
На Битюге слободы
Битюцкая, Чиглянская, Хоботец, Бобровская; сёла Борщёвка, Эртиль; деревни
Тойда, Мосаловка, Щучье, Кабанов Колодезь. Кроме того на Битюге
существовали ещё три села и слобода. ·
На Икорце слобода
Усть-Икорецкая; деревни Яблочная и Городецкая. Кроме того называется
слобода Ширмовская, местонахождение которой трудно определить. Она
располагалась или у Битюга или у Осереди. Три поселения были
украинскими (слободы Битюцкая, Чиглянская и Ширмовская), остальные, судя
по всему, были населены русскими. Многие русские несли до переселения
городовую службу в городах по Белгородской черте. «Были из них немногие в
городовой службе, а иные ни в каких службах не написаны были, и поместей
за иными в тех городах не было».6 Были, вероятно, и беглые
крепостные. Основная часть выходцев с Украины
служила полковую службу в украинских слободских полках. Встречались и те,
кто "службу служил козацкую", "был гулящей человек. В службу и в тягло был
не написан", "был в подданстве", "был в бобылях".7 О том, откуда пришли переселенцы
наиболее полные сведения имеются по Битюцкой слободе, благодаря
сохранившейся переписной книге её жителей. Прежде они жили в Харькове,
Тишках, Сумах, Сенькове, Савинске, Решетиловке, Полтаве, Липцах, Змиеве и
др.
В переписной книге упоминается около ста названий поселений. В Битюцкой
слободе жили переселенцы из знаменитых гоголевских Диканьки, Миргорода,
Сорочинец, Глухова. Причины миграций украинцев следующие: самая
распространенная причина - от разорения воинских людей, судя по всему
татар, но встречаются и такие: "от скудости бесхлебной", "от разарения и
налог и обид ахтырского полковника Ивана Перекреста". Об Иване Ивановиче
Перекресте известно, что он был во второй половине XVII века полковником и
стольником ахтырским. Его сын - Данила тоже стал полковником ахтырским.
Иван Перекрест был основателем дворянского рода
Перекрестовых-Осиповых.
Жители трёх русских поселений на Икорце пришли сюда из Воронежа, Орлова,
Данкова, Усмани, Костёнска, Ельца, Старого Оскола, Урыва, Черновска. В
Чиглянской слободе поселились выходцы из Землянска. Переселенцы начинают
распашку земель строят дома, мельницы, церкви, используют богатые
промысловые угодья и разворачивают другую хозяйственную деятельность.
Московское правительство послало на вновь заселённые земли воеводу города
Старого Оскола Ивана Тевяшова с целью выяснить кто поселился на этих
землях и собрать с них деньги за пользование ухожьями, на территории
которых те жили. В своём отчёте воевода писал, что «те люди оброчными
всякими угодьи и рыбными и звериными ловлями владеют же и пашню пашут и
сена косят и хоромной и дровяной лес рубят и мельницы и займища
занимают».8
Кроме того Тевяшов наделил новых жителей пашней, лугами для сенокосов и
так называемыми «займами» - местами для постройки мельниц и
пр. Каждому переселенцу
Тевяшов дал «под пашню земель по дватцати чети в поли а в дву по тому ж»
(примерно по 1,5 гектара) и «сенных покосов по шестидесят копен» (примерно
шесть гектар)9.
Наиболее распространёнными культурами были у русских: рожь, овёс (овса
сеяли значительное количество, т.к. на него был устойчивый спрос на рынке)
и гречиха, а у украинцев пшеница, овёс и ячмень. Предпочтение, на полях
последних, отдавалось пшенице. Эта культура, выращенная украинцами,
славилась высоким качеством, в связи с лучшей вспашкой земель, о чём будет
сказано ниже, и тому, что пшеница после сбора очищалась, перевевалась и
иногда даже мылась. О предпочтении пшеницы свидетельствует и большое
количество мельниц в черкасских поселениях. Урожаи выдавались высокими
благодаря плодородию чернозёмов и мягкому климату. Хотя, они сильно
зависели от погоды, и в неурожайные годы случался голод. И всё же
благосостояние новопоселенцев превышало достаток крестьян Центральной
России. О составе семей можно сказать, что русские в среднем состояли из шести человек,а украинские из пяти. Земледельческими
орудиями в русских поселениях были соха и борона. В украинских - пахали
плугом. Сельская упряжь у русских традиционно применялась одноконная.
Запрягали одну лошадь, которая очень ценилась и стоила в три раза дороже
коровы. Украинцы же всегда пахали волами, которых запрягали парами в
двуконную упряжь. Таким образом, более сильные волы и плуг, который
переворачивает землю, позволяли лучше обрабатывать пашню. Волами не только
пахали, но и ездили на них, запрягая в телегу. Строительство мельниц
не было распространено среди русских. Вообще мельницы в Воронежском уезде
стояли чаще всего в хозяйствах помещиков. Хлеб толкли в ступах или
домашних мельницах располагавшихся под избой и состоявших из двух
жерновов, приводившихся особым приспособлением. Крупные мельницы были у
русских водяными, у украинцев чаще
ветряными. Многие из них сохранились в южных районах Воронежской
области до настоящего времени.10
Это говорит и о высоком уровне их строителей. В 1698 году документы
зафиксировали спор двух жителей Битюцкой слободы Григорьева и Серкова из-за
владения местом под водяную мельницу на устье Битюга. Остап Григорьев в
своей челобитной 1698 года пишет, что он построил мельницу в указанном
месте и поставил её на ход. Для постройки ему пришлось нанимать
работников, готовить дубовые брёвна и тёс (доски). Говориться, что тёс для
мельницы был восьмиметровой длины. Происхождение слова тёс связано с тем,
что раньше доски не пилили, а кололи бревно надвое и вытёсывали из каждой
половины по доске. Такие доски были прямее по слоям, прочнее пиленных и
менее коробились. Украинцы принесли с собой искусство обработки дерева –
мебели и так называемых «драниц» и «гонта» для кровли крыш. Работникам
Григорьев платил по алтыну каждый день, давал хлеб и «всякой харч»,
который заключался в те времена в выдаче пищи и соли, а по большим праздникам свинины
или сала. В Битюцкой слободе
построили соборную церковь «Успения Пречистыя Богородицы и Николая
Чудотворца»11.
Для службы в ней по указанию Воронежского архиепископа в неё был направлен
из Воронежа поп Иван. Среди домашних
животных переселенцев были лошади, рогатый скот, свиньи. Надо сказать, что
в предшествующий период
скотоводство на окраинных землях Воронежского края развивалось слабо в
связи с частыми татарскими набегами, во время которых кочевники угоняли
весь скот. Поэтому также широкое распространение получило выращивание
свиней, которых татары никогда не трогали. Это связано с их исламской
религией, запрещающей употребление мусульманину в пищу свинину. Свиней
держали одинаково много как в украинских, так и в русских поселениях. В
среднем в крестьянском хозяйстве было 10 – 20 свиней. Черкасы отличались
предпочтением мелкого скота крупному. Кроме упомянутых пород они разводили
коз и овец, считая это более выгодным, чем разведение крупного рогатого
скота. Они отличались искусством в обработке шерсти. Людей занимавшихся
этим ремеслом называли шеповалами. Широкое
распространение получило пчеловодство. В 1698 году за покупкой мёда на
Битюг ездили из Сокольска и Коротояка. Воронежские ухожьи давно славились
бортными промыслами. Например за аренду Битюцкого ухожья на три года
правительство взимало, кроме 354 рублей, 16 алтын, 4 денег ещё и 20 пудов
(327,6 кг.) мёда. В
XVII веке существовали два
вида бортничества (пчеловодства): §
лесное (в бортных
деревьях) §
и пасечное (садовое).
Притом всё большее
распространение получают пасеки. И кроме всего прочего пасеки сыграли
положительную роль в заселении неосвоенных территорий. Где была пасека,
часто селился и пчеловод, а затем возникало поселение. Лесное бортничество
имело следующие особенности. Люди занимающиеся сбором мёда (бортники)
выходили в лес и, зная особенности поведения пчёл, их инстинкты находили
дупла в которых забирали мёд. Часто рядом с найденным дуплом они
выдалбливали искусственное. При этом они выбирали такое место, где было
обилие медоносов и воды и таким образом удобное для пчёл. Во время роения
пчёлы заселяли искусственные дупла. И таким образом через год бортнику уже
не нужно было искать дупло для сбора мёда. Этой особенностью пчелиных
семей пользуются и современные пчеловоды. Только сейчас не долбят дупло, а
укрепляют на дереве готовый улей. Однако зачастую пчёлы, живя в дуплах
погибали от холода, разорения и других причин. Этого удаётся избежать при
пасечном пчеловодстве. Ульи делали соломенные и деревянные. Ставились они
на специальные подставки, которые назывались одрами. Для защиты от холодов
улья переносили в подклеть. Подклеть или омшаник представляет собой сарай,
врытый в землю по крышу. Впрочем, омшаниками пользовались только русские
переселенцы, пришедшие из северных областей. Украинцы, переселившиеся с
юга, применяли другую постройку – сарай с двумя окнами для вентиляции. Как
уже говорилось, из-за обилия лесов климат в среднем течении Дона был более
мягким. Пчеловоды у них назывались пасечниками. Среди огородных культур выращивали
огурцы, горох, редьку, свеклу, или как её тогда называли, «борщ», лён,
коноплю, капусту. Коноплю сеяли для получения масла, а лён – для
производства холста. Черкасы принесли с собой такие культуры как анис,
подсолнух, они начали заниматься бахчеводством и в первую очередь
выращиванием тыквы, которую использовали для откорма свиней. Кроме того,
их кормили хлебными отходами винодельного производства. И в связи с этим
также больших размеров достигало выращивание хмеля. Большим подспорьем в
хозяйстве были промысловые занятия. В реках водилось много рыбы - сазанов,
щук, лещей и др. Известно, что рыбой и водоплавающей птицей торговали
возами. В лесах встречались лоси, зубры, кабаны, олени, дикие козы,
медведи, барсуки, норки, рыси, дикие коты. Итак, места эти по
своим природным и климатическим характеристикам были привлекательны для
основателей новых населённых пунктов. В связи с этим промысловая и хозяйственная
деятельность переселенцев была разнообразной. В конце XVII века начинается
массовое заселение земель Воронежского уезда, расположенных за
Белгородской засечной чертой. Таким образом, эти территории окончательно
отвоёвываются у кочевников. 1
Трунов
М. К материалам по истории заселения черкасами Воронежского края. - В
кн.: Памятная книжка
Воронежской губернии на 1916 г. - Воронеж, 1916, с.112 2 РГАДА, ф. 210,
Разрядный приказ, столбцы Приказного стола, д. 2519, л.
41. 3
Там
же. 4
Воронежский
край с древнейших времен до конца XVII века.- Воронеж, 1976, с.73 5 РГАДА, ф.210.
Разрядный приказ, столбцы Белгородского стола, д.1692,
л.138 6
Документы
о заселении Битюцкого, Икорецкого и Осеред-ского ухожаев /Воронежского
края/ пришлыми великороссиянами и малороссиянами разных годов /конца XVII
века/.- в кн.: Багалей Д.И. Материалы для истории колонизации и быта
Харьковской и отчасти Курской и Воронеж-ской губерний в XVI - XVII ст. -
Харьков, т.2, вып.1, 1890, с.111 7 РГАДА, ф. 210
Разрядный приказ, дела разных городов, д. 88, л. 477 - 537 об.
8 РГАДА ф.210 Разрядный
приказ, столбцы Белгородского стола, д. 1692, л. 121 – 122 об.
9 РГАДА, Разрядный
приказ, столбцы Приказного стола, д.2519, л. 66 -
67 10 Фотографии сохранившихся ветряных мельниц в хуторе Ступино и рядом с хутором Антиповка Павловского района Воронежской области и хутора Ступино, расположенного в устье Битюга.
11 Документы о заселении Битюцкого, Икорецкого и Осередского ухожаев /Воронежского края/ пришлыми великороссиянами и малороссиянами разных годов /конца XVII века/.- в кн.: Багалей Д.И. Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губерний в XVI - XVII ст. - Харьков, т.2, вып.1, 1890, с.105 * Современные фотографии ковыля, растущего в Воронежской области.
|