Игра "Парламентские Дебаты" известна более чем в пятидесяти странах
Европы, Америки и Азии. Она исторически сложилась в англосаксонских
странах. Это интеллектуальная игра, состоящая в состязании команд в
ораторском искусстве. Команды ведут дискуссию, при этом равное число
команд утверждает и опровергает спорный тезис.
Основное направление деятельности клубов "Дебаты" -
развитие культуры публичного обсуждения общественно значимых проблем. Они
объединяют способных и стремящихся к саморазвитию, имеющих значительный
интеллектуальный и личностный потенциал студентов и являются
своеобразной моделью общества, основная цель которого - свободное
развитие творческой личности. Основная цель клуба - развитие
способностей его членов уметь свободно мыслить и понимать иную
точку зрения и убедительно излагать свое мнение в публичном выступлении,
критически мыслить, быть психологически устойчивыми.
В процессе освоения игры вырабатываются следующие навыки и качества:
1. Успешное убеждение в справедливости своей позиции
2. Систематический подбор информации
3. Импровизации в ходе выступления
4. Критическое осмысление информации
5. Психологическая устойчивость в стрессовой ситуации
Сферой применения этих навыков является:
§ Научная работа студентов
§ Их профессиональная деятельность
§ Достижение жизненно важных результатов
Почему мы выбрали именно эту модель студенческого клуба?
Нас побудила к этому мысль, что личность лучше всего развивается при общении
со сверстниками. Именно тогда человеку предоставляется уникальная возможность
раскрыться во всей полноте. Так же наш выбор обусловлен возрастными
предпосылками. Как раз в студенческие годы у людей наблюдается самый широкий
спектр интересов, наибольшая тяга к саморазвитию, пластичность психики.
Студент - уже достаточно самостоятельная, хорошо сформировавшаяся личность,
с которой можно работать, без большого риска привить неверные взгляды или
как-то еще навредить. Но в то же время они еще молоды, не закоснели в своих
убеждениях, могут взглянуть на события с чужой точки зрения и способны к
трансформации. Студенты уже достаточно устойчивы морально и готовы к возможным
изменениям в своем характере и душе, и, в отличие от детей, сознательно, отдавая
себе отчет в своих действиях, работают над собой (личность как воск, из которого
художник-педагог лепит причудливые фигуры). Это уже довольно ответственные люди,
которые помогают друг другу развиваться и открывать в себе что-то новое.
Работа клуба носит различные формы и методы. В качестве одной из них мы выделяем
ролевые игры. Не говоря уже о том, что сами ПД есть игра в заседание палат
парламента, мы проводим массу различных тренингов, в основе которых лежат ролевые
разработки.
Суть ролевой игры в том, что реальный человек "перевоплощается" в некоего персонажа
, обладающего иным характером, иными способностями, чем сам игрок. В кого
перевоплощаться - зависит от мира, в котором разворачивается игра, и от желания
игрока.
В нашем клубе мы проводим обсуждения по различным темам, которые обычно даются
заранее. Таким образом, ребята получают возможность подготовиться и продумать
тактику и стратегию своего выступления. Часто они начинают искать в разных
источниках информацию по той или иной проблеме, что немало способствует развитию
их кругозора и эрудиции. Потом мы, обсуждая эти темы, проводим дискуссии и игры
по своим наработкам. Роли выступающих распределяются в зависимости оттого, что у
кого лучше получается, но также происходит и их смена с последующей отработкой
возникающих затруднений.
Сейчас наш клуб насчитывает около десяти человек. Мы провели несколько игр на
различные темы и побывали на обменных играх, которые проходили в Рязани в
декабре 2000 г. Уже чувствуется, что речь членов клуба становится более грамотной
и лучше логически построена, чем раньше. Кроме того, люди, которые раньше не
могли высказаться в силу их стеснительности, теперь уже более свободно высказывают
свое мнение и отстаивают свои права. По мнению членов клуба, благодаря постоянным
тренингам мы научились лучше формулировать свои мысли, что очень помогает как в
общении, так и во множестве других ситуаций, например, при сдаче экзаменов,
в спорах и т. д.