Почему статуя Зевса оказалась в списке чудес света?

      На этот вопрос можно дать два взаимодополняющих ответа. Во-первых, Олимпия, как уже отмечалось являлось главным во всей Греции центром культа Зевса, и статуя Зевса, выполненная Фидием, была несомненно самым масштабным и наиболее известным скульптурным изображением верховного греческого бога. Однако наиболее убедительным представляется другон объяснение, которое выдвигают специалисты по истории культуры. Дело в том, что статуя Фидия создавала принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги отличались от людей своей безграничной властью и бессмертием. В остальном же они очень на них походили: были мстительны и тщеславны, как люди, коварны и жестоки, как они, и даже Зевс не гнушался прибегать к всяческим козням и лукавству, чтобы добиться любви и расположения женщин.

           Совершенно иначе выглядел Зевс Олимпийский: это был старый, умудренный опытом человек с добрыми чертами лица, бог, внушающий не ужас, а доверие, энергичный и одновременно любящий отец - словом, такой бог, которому лишь 450 лет спустя стали поклоняться христиане. Вполне понятно, что такой Зевс обладал особой притягательности для простых смертных.

            Статуя Зевса считалась у атлетов покровителем игр и третейским судьей. В первый день они приходили к алтарю с жертвенными приношениями, молились о победе и давали клятву вести честную борьбу. Затем начиналось пятидневное празднество, в ходе которого молодые люди обнаженными участвовали в борьбе за олимпийскую победу, соревнуясь в различных видах спорта.

              Из всего олимпийского комплекса до наших дней уцелело только основание храма и некоторые скульптуры с фронтона. О местонахождении самой статуи можно строить лишь догадки. Достоверно известно, что во II веке после Рождества Христова она сильно пострадала от землетрясения. Какова была ее дальнейшая судьба, мы не знаем: по одной версии, около 350 г. после Рождества Христова она была разрушена грабителями, по другой - приблизительно в 475 г. после Рождества Христова ее перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. Неизвестна и судьба самого Фидия. В прошлом столетии были произведены раскопки его мастерской, в которой были обнаружены орудия труда великого скульптора. Но умер ли Фидий в славе и почестях или, как утверждают некоторые, был в утаивании золота и слоновой кости и закончил свою жизнь в тюрьме в Афинах - этого мы никогда не узнаем.

 

Вернуться на главную

Если для тебя этого недостаточно, то обратись на